Скоро всё будет хорошо!

Описание процесса представления предметов, основа восприятия человеком мира- образ объекта

Рубрика : Представление

Описание процесса представления предметов, основа восприятия человеком мира- образ объеткаПонятие о представлении

Ощущение и восприятие, возникающие у человека, не исчезают бесследно. На их основе формируются представления, физиологической основой которых является сохранение и последующее восстановление в мозгу ранее образованных нервных связей. Мы можем в любое время представить шум падающей воды, бой кремлевских курантов или затмение Солнца. Представления одних объектов у нас отчетливы и ярки, представления других — бледны и схематичны. Но для всех представлений характерны две особенности: наглядность и обобщенность. Наглядность выражается в том, что, представляя объект, мы как бы вновь видим его, слышим его звучание. Обобщенность состоит в слиянии, объединении многих впечатлений от объекта (или от нескольких сходных объектов) в один его образ. Представление — это процесс наглядного и обобщенного отражения тех предметов и явлений (или отдельных их свойств), которые в данный момент не действуют на наши органы чувств. Наглядность представлений объясняется происхождением их от ощущений и восприятий, а обобщенность—их связью с мышлением и речью человека.

  • Источником всех представлений человека служит объективный материальный мир.

По своему содержанию представления всегда являются образами того, что существует, существовало или может существовать. Известные нам фантастические образы суть не более как своеобразная переработка образов того, что есть в действительности.

Человек живет в обществе, поэтому представления о предметах и явлениях окружающего мира у него формируются на основе как личного опыта, так и опыта других людей, который закреплен в продуктах их труда и в языке. Представление о чем-либо, например о море, может возникнуть разными путями: на основе восприятия моря в натуре, на основе восприятия изображения моря на рисунке, картине, экране и на основе словесного описания. Во всех случаях образ моря будет наглядным, но его яркость, полнота и степень обобщенности будут разными В первом случае представление будет наиболее отчетливым и детальным, во втором — бледнее, схематичнее, в третьем случае представление утратит многие конкретные черты и приобретет значительную обобщенность т. е. станет образом не Черного или Каспийского моря, а моря вообще. Но следует помнить, что слово может быть источником формирования представления о чем-либо лишь при условии опоры на чувственный опыт человека, т. е. на его ощущения, восприятия и имеющиеся представления. У человека, слепого от рождения, невозможно никакими описаниями образовать представление о цвете, а у глухого от рождения — представление о звуке. Учитель, формируя у детей представление о новых для них объектах, обычно использует все три способа их возникновения: организует наблюдение изучаемого объекта, дает детям рассмотреть его изображение и рассказывает о нем. Чтобы образовать наиболее точное представление об объекте, учитель пользуется речью не только в третьем, но и в первых двух случаях. Слово обобщает, с помощью слов легче выделить в предмете существенные свойства, которые иногда могут остаться незамеченными.

Психологи, сравнивая представления о восприятии, издавна отмечали такие особенности первых, как бледность, схематичность, отрывочность, текучесть. Воспринимая предмет, мы отчетливо видим его величину, форму, цвет, ощущаем его тяжесть, запах и пр. В представлении некоторые свойства предмета отражены не столь ярко или вообще не отражены. Исследования российских психологов показали, что перечисленные особенности представлений не являются обязательными. Все зависит от той роли, которую эти образы выполняют в конкретной деятельности человека. Можно сотни раз видеть ольху и постоянно путать ее с орешником, что говорит о бледности, бедности и неустойчивости представления об ольхе у данного человека. Но если он рисовал листья ольхи или детально сравнивал их с листьями орешника, этой путаницы не будет. Полнота и ясность представления зависят не просто от количества впечатлений от объекта, а от активности переработки полученных впечатлений в соответствии с решением каких-либо жизненных задач. Это касается и устойчивости представлений. Те преставления, которые практически не используются в деятельности человека, неустойчивы, текучи, мимолетны.

Те же образы, без которых человек не может обойтись в своей работе, долго удерживаются в сознании, не тускнеют и не исчезают. Доказано также, что обобщенность представления не обязательно обедняет его содержание. Общее представление о реке может быть схематичным, если человек не изучал рек. Но если он хорошо знает географию, знает, как возникают реки, от чего зависят направление и скорость их течения, как происходит вымывание и намывание берегов, какими бывают реки и т. п., то обобщенное представление о реке будет у него очень содержательным. Обобщенность представления, возникшая в результате глубокого изучения объекта, не обедняет, а обогащает представление. По мере обобщения наглядность представления не исчезает, а меняет свой характер. Это очень убедительно доказано в исследовании топографических представлений. При плохом знакомстве с местностью человек ориентируется на ней посредством представлений, которые можно назвать «карта-путь»: он представляет, где надо свернуть направо, налево, мимо каких объектов идти. При хорошем знакомстве с местностью, человек ориентируется на ней при помощи представлений, которые можно назвать «карта-обозрение». В этом случае у пешехода имеется представление всей местности, а не разрозненные образы отдельных ее участков (исследование Ф, Н. Шемякина).

Представление человека, будучи субъективным образом предмета или явления, может быть выражено в форме движений, действий, чертежей, словесных описаний и т. п.

представление человекаВозникая на основе ощущений и восприятий, представления человека через слово, речь неразрывно связаны с мышлением, служат переходным звеном от восприятий к понятиям. Ощущения, восприятия и представления человека вместе составляют чувственную ступень познания действительности. Она предшествует более высокой логической ступени познания, поднявшись на которую человек отражает сущность вещей и явлений, закономерные связи и отношения между ними.

Представление об объекте, если оно включено в общую систему знаний человека, всегда более адекватно отражает предмет по сравнению с ощущением и восприятием, ибо умственный анализ и синтез в представлении осуществляются на более высоком, второсигнальном уровне. Такое представление об объекте есть новое знание о нем, а не простое воспроизведение ранее полученного от него впечатления.

Внутри восприятия представление обеспечивает узнавание как ранее воспринятых объектов, так и объектов, знакомых человеку только по описанию. Ребенок узнает белку и тогда, когда он ее повторно видит, и тогда, когда представление о ней возникло на основе изображения или словесного описания. Память включает в себя оперирование представлениями. Существует особый вид памяти — образная память, которая есть не что иное, как образование представлений об объектах действительности, сохранение и последующее воспроизведение их. Но и другие виды памяти, например словесно-смысловая, невозможны без представлений: запоминая и припоминая мысли, человек обычно опирается на представления, относящиеся к их предметному содержанию. Процесс воображения во всех его видах и формах есть создание новых представлений из ранее сформированных образов окружающего мира. Читая книгу, мы представляем вещи и события, о которых идет речь; мечтая о будущем, представляем свои действия и действия других людей, возможные жизненные ситуации и пр.; воображение, включенное в художественное или техническое творчество,— это воплощение определенных идей в образную, наглядную форму. Даже высший из познавательных процессов — процесс абстрактного мышления — часто сопровождается представлениями. Размышляющий человек часто оформляет свою мысль в виде наглядной схемы, графика, диаграммы. Правда, иногда возникающие в процессе логического мышления образы мешают думать. Представления входят составным компонентом и в эмоциональные процессы. Прежде всего они служат человеку дополнительным источником его эмоций и чувств. Одни эмоции и чувства возникают при непосредственном общении личности человека с окружающими людьми и в практической деятельности, другие эмоции и чувства порождаются воспоминаниями, мечтаниями, описаниями событий и переживаний других людей. Представления в зависимости от содержания, яркости и значения для личности отраженных в них объектов могут усилить или ослабить переживаемое чувство. Наконец, многие эмоции и чувства оставляют след в нашей памяти в комплексе с сопровождавшими их образами. Вызвав образ предмета или события, мы можем вновь пережить те чувства, которые были с ним связаны.

  • Представления входят в структуру умений, навыков и волевых действий.

До того как начать действовать, например учиться писать, ребенок должен ясно представить форму, величину и последовательность букв, способы их соединения в слове, движения пишущей руки и т. п. В волевых действиях то же самое: до начала действия человек представляет ближайший результат его, выступающий как цель, а затем должен представить в общем виде или поэтапно способы действия, инструменты, материалы и пр. Однако в процессе деятельности человек фиксирует не все, что он воспринимает и делает, а прежде всего то, что непосредственно связано с достижением цели. Поясним это примером. Учащимся ремесленного училища предложили нарезать винт, обточить ручку и сделать гайку. Через 10 дней проверили, какие представления сохранились в их памяти об обстановке, инструментах, предметах труда (материалах), изделиях и о процессе изготовления перечисленных деталей. Оказалось, что учащиеся очень смутно представляли форму и величину брусков металла, из которых делали детали, но очень хорошо запомнили форму и величину изделий. 62% испытуемых представляли инструменты, которыми пользовались, и только 5% учащихся представляли также инструменты, которыми они не пользовались, хотя и видели их. Все испытуемые ясно представляли основные рабочие операции и смутно — вспомогательные (исследование Е. В. Шороховой).

Из сказанного следует, что представления об объектах внешнего мира и собственной деятельности человека влияют на течение и результат деятельности.

процесс представления объектаВместе с тем деятельность в свою очередь влияет на представления: одни из них уточняются, другие отбрасываются, как не соответствующие условиям или как лишние (как «лишняя информация»).

Богатство представлений о чем-либо, их живость, устойчивость и другие особенности зависят и от особенностей личности, в частности от ее отношения к делу. В упомянутом исследовании Е. В. Шороховой обнаружено, что испытуемые, положительно отнесшиеся к заданию, не удержали в памяти всего лишь 6% ранее воспринятых объектов деятельности; учащиеся с безразличным отношением к заданию утратили 28% их, а лица с отрицательным отношением — 56%.

В психологии издавна широко распространены иные взгляды на представление. Психологи Эббингауз, Циген и др. считали представления бледными, малосодержательными и неустойчивыми копиями ощущений и восприятий. Согласно их взглядам, источником представлений являются не предметы реального мира, а ощущения и восприятия субъекта. Защитники этой точки зрения и их современные исследователи путают два вопроса: вопрос о содержании представлений с вопросом о возникновении, формировании их. По содержанию все представления суть отражения предметов и явлений материального мира. Возникают же они разными путями, о чем говорилось выше. Считая представления всего лишь копиями ощущений и восприятий субъекта, защитники указанной теории пытаются оторвать сознание личности от окружающего мира. Если представления рассматривать абстрактно, вне конкретной деятельности человека, то даже не будучи идеалистом, можно прийти к идеалистическому толкованию их природы.

Существует и другой ложный взгляд на представления, согласно которому они, как и восприятия, есть символы, знаки, а не образы вещей (Гельмгольц). Из того факта, что представление о вещи — это не сама вещь, нельзя делать вывода о знаковой его природе. Знак может обозначать что угодно: как то, что реально существует, так и то, чего не существует. И хотя есть представления символические (например, образ Фемиды — символ правосудия, справедливости), это не дает основания сомневаться, что представления людей в конечном счете верно отражают объективный мир. Сам факт существования ложных представлений говорит о способности человека отличать ложное от истинного. Отбор верного отражения от искаженного происходит в процессе практической деятельности людей.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Представление

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Это интересно
Последние записи