Сознание человека
Рубрика : Возникновение и развитие, психики и сознания человекаСущность сознательного отражения действительности. Развитие психики достигло наивысшего уровня у человека. Психика человека качественно отличается от психики животных. Человек обладает сознанием, у животных его нет.
Сознание как форма отражения характеризуется, во-первых, тем, что человек выделяет себя из окружающего мира, отличает себя от вещей, животных и других людей и сознает свои отношения к природе и людям как отношения. Одновременно он отдает себе отчет и в своих собственных переживаниях, мыслях, потребностях, желаниях. У человека образы вещей не сливаются с его собственными переживаниями. Животное же слито с природой, не выделяет себя из нее и не осознает своих отношений к ней. «Там, где существует какое-нибудь отношение,— писал Маркс,— оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение».
Здесь вы можете прочитать Понятие о личности человека
Сами отношения людей к природе и между собой качественно иные, чем у животных. Это прежде всего трудовые отношения.
Сознание людей возникло в труде. Сущность труда состоит в том, что люди создают материальные и духовные ценности и тем самым активно, целенаправленно и в соответствии со своими потребностями изменяют окружающий мир. Труд—«…первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».
Животные не трудятся, а лишь приспосабливаются к условиям своего существования. Если они и вносят какие-либо изменения в окружающую среду, то лишь в силу своего присутствия. «Животное,— пишет Энгельс,— уничтожает растительность какой-нибудь местности, не ведая, что творит. Человек же ее уничтожает для того, чтобы на освободившейся почве посеять хлеба, посадить деревья или разбить виноградник, зная, что это принесет ему урожай, в несколько раз превышающий то, что он посеял». Ни одно животное не способно к целенаправленным сознательным действиям. Таким образом, сознательное отражение действительности характеризуется, далее, тем, что человек может совершать целенаправленные и продуктивные действия, способен произвольно управлять ими.
В процессе труда у человека устанавливаются определенные отношения с другими людьми.
Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе. Средством общения людей служит язык. Он служит людям также орудием мышления. При помощи языка они отражают объективные законы природы и общества. Успехи познания люди закрепляют не только в предметах, созданных их трудом, но и в языке, что позволяет им передавать знания друг другу, молодому поколению. Таким образом, сознательное отражение действительности всегда совершается посредством языка. Язык — непременное условие общественной жизни людей.
Изменяя окружающий мир, человек меняется сам. У него развиваются такие стороны психики, без которых трудовая деятельность невозможна. Трудовые действия надо направлять и контролировать. Для этого нужны особые психические процессы, которые в труде же и развиваются. Прежде чем создать какую-нибудь вещь, человек должен представить ее. Представление, наглядный образ вещи выступает в трудовом действии как его цель. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека».
Человек заранее представляет не только цель, но также способы ее достижения и последовательность, или план, действия, согласуя при этом то и другое с конкретными условиями действия. Производя трудовое действие, он сопоставляет то, что у него получается, с тем, что было им задумано. Все это требует активности особых психических процессов -воображения и мышления. Для преодоления неизбежных в труде препятствий нужны волевые усилия, воля. Успех и неуспех действия и все, что с ним связано, человек так или иначе переживает: он надеется беспокоится, радуется, досадует. Осознает и переживает он также и основные побуждения к действию, его мотивы. Многообразные переживания, возникающие у человека в процессе труда и общения с другими людьми, составляют сложный мир его чувств, в которых он выражает свои отношения к окружающему миру. Указанные (и некоторые другие) проявления психики человека, будучи разными формами отражения действительности, направляют и регулируют сознательную деятельность человека и именно в деятельности развиваются сами.
Таким образом, сознательное отражение действительности заключается также и в том, что оно протекает в более разнообразных и качественно иных формах, чем инстинктивное отражение среды животными.
Из сказанного следует, что сознание является высшей ступенью развития психики, высшей формой отражения, присущей только человеку.
В процессе сознательного отражения действительности люди с помощью языка и практической деятельности познают объективные законы развития окружающего мира, свои отношения к природе и другим людям, отдают себе отчет о них и соответственно организуют свой труд.
Происхождение и развитие сознания. Развитие предка человека было подготовлено всем ходом биологической эволюции животного мира. Однако процесс очеловечивания наших далеких животных предков происходил в труде. Труд явился главным историческим фактором, обусловившим возникновение и развитие сознания человека.
В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс говорит о решающем значении труда в постепенном очеловечивании высокоразвитой породы обезьян, теперь уже вымершего предка человека. Он указывает, что под влиянием определенного образа жизни передние конечности этих обезьян постепенно перестали участвовать в передвижении по земле и освободились для выполнения других функций. Предки человека постепенно усвоили прямую походку. «Этим,— пишет Энгельс,— был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку»
Прямохождение и освобождение передних конечностей от функции передвижения вызвали большие изменения в строении организма человекоподобных обезьян: выпрямился их позвоночник, образовались шейные позвонки, лицо стало плоским, сформировался подбородок и т. д. Существенно изменились и их отношения к природе: предок человека свободно брал в руки различные предметы — палки, камни и пользовался ими сначала для защиты от врагов, а затем в качестве орудий добывания средств к существованию во время охоты и обработки земли. Новые функции передних конечностей и всего тела — ловкость, гибкость, сноровка — наследственно закреплялись и передавались из поколения в поколение.
Совершенствование руки в качестве орудия труда обусловило господство человека над природой. В предметах природы он стал открывать все новые и новые свойства и связи и тем самым шире использовать их в труде.
Между участниками трудовых действий устанавливались новые отношения.
Первобытные люди стали понимать пользу взаимной поддержки при защите от нападения врагов и при добыче средств к существованию. Это способствовало более тесному сплочению индивидуумов. В труде у людей возникла потребность сказать что-то друг другу, потребность в общении. Энгельс говорит, что «…формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно, преобразовывалась путем модуляций для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим».1
Труд и возникшая в труде речь явились решающими условиями совершенствования головного мозга и органов чувств человека.
«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству» И действительно, по данным науки, наибольший объем черепа первобытного человека почти в 2,5 раза превосходит объем черепа высокоразвитых современных обезьян (объем черепа гориллы— 550 куб. см, объем черепа первобытного человека— 1400 куб. см), а по весу — в четыре раза (вес мозга орангутанга — 350 г, вес мозга человека—1400 г). Заметны различия и в строении мозга, особенно в отношении развития таких областей, как лобная и теменная: у человека по своей площади они значительно больше, чем у обезьян. В коре мозга человека возник и развился в процессе труда новый механизм высшей нервной деятельности — механизм речевой функции, который И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой, существенно отличающий мозговую деятельность человека от мозговой деятельности животных.
В процессе трудовой деятельности, в единстве с развитием языка, развилась и способность к абстракции, обобщению, умозаключению.
Человеческому познанию стали доступны не только внешние стороны и свойства предметов и явлений действительности, но скрытые существенные свойства объектов и закономерные связи их. Овладевая ими, человек лучше ориентировался в окружающей среде и успешно вел борьбу с силами природы.
Под влиянием труда язык стал не только средством общения между людьми, но и средством передачи трудового и познавательного опыта молодому поколению в виде письменного, а затем и печатного слова. Это в свою очередь вызвало к жизни особую форму передачи опыта молодому поколению — обучение. Сначала обучение происходило в процессе непосредственного выполнения трудовых действий, позднее оно стало осуществляться в специально организованных для этой цели условиях — в школах. Каждое новое поколение, вооружившись опытом трудовой деятельности, а также знаниями, использовало их для дальнейшего прогресса общества.
Сознание людей развивается в тесной зависимости от общественно-исторических условий жизни и деятельности их и изменяется с изменением этих условий. «Сознание,— писал Маркс,— следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».1 На разных этапах исторического развития общества сознание людей (общественное сознание) обладало характерными для данного общества чертами.
При первобытнообщинном строе люди стояли в одинаковом отношении к средствам производства и продуктам его.
Эти отношения одинаково отражались как в сознании общества в целом, так и в сознании отдельных членов его. С появлением классов и частной собственности на средства производства люди были поставлены в неравные отношения к общественному производству и распределению его продуктов. Общественный характер производства и частный характер присвоения продуктов его явились условиями формирования классового сознания -сознания раба и рабовладельца, крепостного и помещика, пролетария и капиталистов, другими словами, сознания эксплуатируемых и эксплуататоров.
В условиях социалистического и коммунистического общества сознание людей приобретает качественно иной характер. Отсутствие частной собственности на средства производства и свободный от эксплуатации труд неизбежно порождают такие черты современного сознания, как трудолюбие, коллективизм, творческая инициатива, гуманизм и т. п., что говорит о новом отношении свободных тружеников к материальному производству и друг к другу. В период строительства современного общества сознание людей поднимается на более высокий уровень и находит свое выражение в гигантским росте производительности труда, творческом энтузиазме современных людей, в исключительной заботе о благосостоянии всего народа, высокой идейности, целеустремленности, трудолюбии, интернационализме.
Сознание отдельного человека формируется и развивается под влиянием экономических и идеологических условий современного ему общества.
Каждый человек сразу же после рождения включается в жизнь взрослых людей и под их руководством овладевает умениями, навыками, речью, знаниями — всем тем общественным опытом, без усвоения которого он не смог бы развиваться как человек. Каждый ребенок имеет и свой собственный жизненный опыт, состоящий из непосредственных впечатлений от всего, что его окружает. Поэтому индивидуальное сознание — это как бы сплав личного опыта и опыта общественного. Чтобы успешно усвоить знания, умения и навыки, выработанные обществом, необходима собственная активная деятельность человека. Ребенка надо так воспитывать, чтобы он вступал в разнообразные, полезные обществу практические отношения с другими людьми. Маркс говорил, что «…действительное духовное богатство индивидуума всецело зависит от его действительных отношений».
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
|