Виды деятельности человека

Рубрика : Возникновение и развитие, психики и сознания человека

Понятие о деятельности человека.

  • Хозяйственная, нервная, трудовая и социальная деятельность человека.

Личность формируется и проявляет себя в деятельности (хозяйственная, нервная, трудовая, социальная). Деятельность — это совокупность действий и поступков человека, направленных на достижение определенных целей. Жить — значит действовать. Деятельность связывает личность с окружающими людьми и природой. Через деятельность человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности. Основной деятельностью людей является труд.Деятельность людей изучают многие науки. Психологию интересует лишь психологическая ее сторона.Деятельность человека имеет сознательный, значит, и социальный характер, что отличает ее от инстинктивной и простейшей рассудочной деятельности животных.

  •  Трудовая деятельность человека.

 Деятельность человека имеет различное содержание в зависимости от того, на что она направлена. Так, производственная деятельность (или трудовая деятельность) направлена на создание каких-либо материальных продуктов, например изготовление одежды или выращивание зерна, а педагогическая деятельность направлена на подготовку молодого поколения к жизни. Соответственно и содержание этих двух видов (трудовой деятельности и педагогической ) будет разным.

Субъектом деятельности всегда является человек, личность, даже при высокой автоматизации труда. Машине человек передает лишь некоторую долю содержания своей деятельности, программирует же, планирует всю деятельность он сам. В своей деятельности люди обязательно пользуются определенными орудиями, отвечающими содержанию деятельности — инструментами, машинами, приборами, которые они хранят и совершенствуют. Пользование орудиями требует часто специального обучения — знаний и навыков.

Деятельность (хозяйственная, нервная, трудовая, социальная) всегда осуществляется в конкретных условиях, влияющих на ее продуктивность. Условия бывают объективные и субъективные. К объективным условиям относятся место и время действия, материалы, оборудование, руководство деятельностью со стороны других людей и пр. Объективные условия надо осознать до начала деятельности и наилучшим образом организовать их. Субъективные условия — это уровень подготовки действующего лица к данной деятельности, наличие у него необходимых знаний, умений и навыков, понимание им задач и процесса деятельности, желание действовать, психическое состояние в момент действия, а также обладание некоторыми свойствами, как общими (внимательность, наблюдательность, сообразительность, настойчивость и др.), так и специальными (например, шоферу необходим широкий объем внимания, быстрота двигательной реакции). Поскольку человек трудится совместно с другими людьми, к условиям деятельности относятся и такие факторы, как общественное мнение группы, в которой он работает, наличие взаимопомощи, соревнования и т. п.

хозяйственная деятельность человека | нервная деятельность человека | трудовая деятельность человека | социальная деятельность человека |

Условия для хозяйственной, нервной, трудовой, и социальной деятельности.

Здесь вы можете прочитать Понятие об ощущении человека

Условия, наиболее благоприятные для деятельности (хозяйственной, нервной, трудовой, социальной), называют оптимальными, а условия, наиболее неблагоприятные, трудные и сверхтрудные, называют экстремальными (крайними). В экстремальных условиях у работающего возникает своеобразное состояние психической напряженности, которая вначале повышает его работоспособность, а затем, если переходит определенный и для каждого человека индивидуальный предел, постепенно или резко снижает ее («запредельная форма психического напряжения»). Установлены разные типы поведения людей при запредельных формах психического напряжения. Они особенно выражены в условиях, угрожающих жизни человека.

  •  Существуют разные виды деятельности человека.

Прежде всего деятельность принято делить на практическую и умственную (теоретическую) в зависимости от характера получаемых результатов. Сборка механизма или работа на комбайне — деятельность практическая, а учение, научный или педагогический труд — деятельность умственная, теоретическая. Продуктом практической деятельности являются материальные предметы, продуктом умственной деятельности — идеи. Однако это деление в известной мере условно: в каждом произведении рук человека воплощены определенные идеи, замыслы их творца; с другой стороны, идеи как продукт работы ума обязательно должны быть как-то зафиксированы —в виде записей, чертежей, рисунков, карт, иначе их нельзя передать другим людям, они не будут представлять жизненной ценности. Процесс же материального оформления результатов работы ума есть деятельность «ручная», практическая.

Деление труда на физический и умственный имеет исторические корни. У первобытных людей этого разделения не существовало. С возникновением общественного разделения труда умственный труд обособился в самостоятельный вид деятельности и стал принадлежностью определенных социальных групп. В дальнейшем с появлением классов эксплуатируемых и эксплуататоров разрыв между физическим и умственным трудом увеличился до степени их противоположности. Труд непосредственных производителей материальных благ все более терял интеллектуальное содержание. Пролетарий на капиталистическом предприятии — простой придаток к машине. И хотя современное высокомеханизированное капиталистическое производство требует от рабочих известной квалификации, включающей и теоретическую подготовку, люди труда все равно остаются лишь «рабочей силой». Только в современном обществе, где отсутствует эксплуатация, постепенно исчезает противоположность между физическим и умственным трудом, хотя некоторое психическое различие между ними сохранится всегда.

хозяйственная деятельность человека | нервная деятельность человека | трудовая деятельность человека | социальная деятельность человека |

Умственная деятельность человека

Умственная деятельность отдельного человека также формируется преимущественно на основе деятельности практической с обязательным участием речи, языка. Например, у маленького ребенка практически анализ и синтез вещей предшествуют мысленным анализу и синтезу, а целостные зрительные образы предметов создаются постепенно на основе практических действий с этими предметами (ощупывание, передвижение и другие манипуляции). Этот процесс преобразования практической деятельности людей с помощью речи в умственную деятельность некоторые психологи (А. Н. Леонтьев и др.) называют интериоризацией. Обратный процесс материального воплощения людьми своих идей, представлений, замыслов в продуктах производственного труда, произведениях искусства, в преобразовании природных явлений называют экстериоризацией.

Имея в виду своеобразие целей, мотивов и жизненное значение деятельности, психология различает такие виды ее, как игра, учение и труд. Детальная характеристика этих видов деятельности будет дана на страницах сайта.

Деятельность человека (хозяйственная, нервная, трудовая, социальная), несмотря на разнообразие ее видов, имеет определенную структуру, а именно:

  1.  Всякая деятельность (хозяйственная, нервная, трудовая, социальная) направлена на достижение определенных целей — ближайших и отдаленных. Цель — это ожидаемый человеком результат деятельности. Не только в труде, учении, но и в игре человек преследует какую-либо цель. Так, ребенок, играя, пытается построить башню из кубиков, одеть куклу, догнать убегающего товарища. В играх цели неустойчивы, но они есть. Учение состоит из выполнения различных учебных заданий; труд без цели — не труд. Направленность на достижение целей организует поведение личности.
  2. Деятельность человека всегда мотивированна. Мотив — это то, что побуждает личность человека добиваться именно этой, а не иной цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности и интересы человека, его эмоции и чувства, убеждения и идеалы, установки и укоренившиеся привычки. Так, например, основными мотивами учебной деятельности серьезного ученика являются чувство долга и интерес к знаниям.
  3. В структуру деятельности входят также и способы ее выполнения, т. е. определенные системы трудовых операций, следующих одна за другой при работе на станке, выполнении хирургической операции, при овладении навыком письма, при решении арифметических задач. Способ деятельности можно рассматривать не только в узком «профессиональном» смысле, но и в более широком — со стороны темпа работы, ее качества, организованности. Самостоятельность человека и творческое отношение к труду также характеризуют личность со стороны способов ее деятельности.
  4. В структуру любого вида деятельности человека обязательно включается эмоциональное отношение его к процессу и результатам деятельности, своеобразное переживание успеха и неудач, а также внимание, волевое напряжение, мыслительные процессы и пр.

хозяйственная деятельность человека | нервная деятельность человека | трудовая деятельность человека | социальная деятельность человека |

  • Социальная и нервная деятельность человека

Деятельность состоит из отдельных действий, связанных между собой. Так,  социальная деятельность студента состоит из слушания лекций, выполнения практических и лабораторных работ, наблюдений в школе или в природе, самостоятельной работы над книгами, сдачи зачетов и экзаменов и т. д. И хотя каждое действие имеет свою частную цель, свой способ выполнения и мотив, в конечном счете все действия подчинены общей цели деятельности и общим мотивам ее.

Действия могут быть практическими и умственными. Написание слова, передвижение фигуры на шахматной доске, измерение длины отрезка с помощью линейки — действия практические; зрительный поиск самолета в небе, составление плана, нахождение сходства и различия в предметах — действия умственные. Хотя деление это несколько условно, оно имеет смысл. Собственно умственные действия возникают из практических. Прежде чем считать «в уме», ребенок пересчитывает палочки «рукой», практически. Некоторые психологи (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) предлагают очень эффективную, научно обоснованную методику обучения детей и взрослых посредством «поэтапного формирования умственных действий». Например, обучение счету или грамоте должно состоять из следующих этапов: 1) практические действия с предметами или их изображениями (рисунки, схемы, символы); 2) выражение действий в форме громкой речи; 3) выражение их в речи «про себя»; 4) свернутые действия в уме, в умственном плане. Предлагаемый ими метод обучения при соблюдении ряда других условий (собственной активности учащихся и пр.) позволяет учителю контролировать весь процесс усвоения учащимися научных понятий (а не только результат усвоения), целенаправленно управлять им.

Умственные действия, возникая из практических (интериоризация), впоследствии вновь реализуются в практических действиях, но только более высокого уровня (экстериоризация). Это выражается, например, в применении знаний к решению практических задач.

В последние годы психологи изучают отдельные виды умственных действий. Различают действия перцептивные, посредством которых формируется целостный образ предметов (восприятие); мнемические действия, которые входят в состав деятельности запоминания, заучивания и припоминания какого-либо материала; мыслительные действия, из которых состоит решение мыслительных задач, и другие виды. Например, процесс целенаправленного восприятия какого-либо объекта состоит из следующих перцептивных действий: 1) поиск объекта (человек прислушивается, всматривается, ощупывает объект руками); 2) обнаружение объекта, если в поле восприятия появилось что-то; 3) исследование объекта, выделение в нем наиболее информативных (характерных) признаков; 4) опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений. Так, человек в темноте ищет руками на столе часы (поиск). Вот рука коснулась какого-то предмета, обнаружила что-то (обнаружение). Он ощупывает предмет (исследование) и, выделив 2—3 характерных признака, устанавливает, что это и есть часы (опознание) . Весь процесс восприятия может протекать очень быстро, свернуто, как это бывает при зрительном восприятии предмета.

Установлено, что в умственные действия обязательно включены моторные компоненты (движения). Так, во время решения геометрических, шахматных, технических, пространственно-ориентировочных задач, когда человек наглядно представляет какие-либо фигуры, формы, расположение предметов в пространстве, направление их движения, умственные действия внешне выражаются едва заметными скачкообразными или плавными движениями глаз. При решении словесных, алгебраических, логических и подобных им задач, когда человек оперирует символами — словами или математическими знаками, умственные действия внешне выражаются едва заметными движениями речевых органов (скрытой артикуляцией).

хозяйственная деятельность человека | нервная деятельность человека | трудовая деятельность человека | социальная деятельность человека |

Познавательная деятельность человека.

Умственные действия любого вида всегда включены в более общую практическую или познавательную деятельность. Соответственно познавательную деятельность человека делят на такие виды:

  1. перцептивную деятельность, в которой из всех познавательных процессов на первый план выступает целенаправленное восприятие (наблюдение объекта) ;
  2. мнестическую деятельность, т. е. умственную деятельность, состоящую из преднамеренного запоминания какой-либо информации и последующего ее припоминания с определенной целью;
  3. мыслительную деятельность, состоящую из решения ряда мыслительных задач, подчиненных общей цели;
  4. имажитивную деятельность, т. е. активную деятельность воображения в процессе творчества.

Из анализа структуры деятельности видно, что она невозможна без психики, без сознательного отражения окружающего мира. В любой деятельности (хозяйственная, нервная, трудовая, социальная) человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат их, воспринимает и оценивает условия, в которых действует, обдумывает последовательность операций, устанавливает и поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности и ее промежуточными результатами, переживает успехи и неудачи. Таким образом, психика, психические процессы ориентируют человека в условиях деятельности и выступают в качестве регулятора деятельности: посредством их человек вызывает, направляет и корректирует свою деятельность в соответствии с поставленной целью, предъявляемыми требованиями и условиями действий. Без модели психического отражения не может быть продуктивной деятельности.

С другой стороны, сознание человека, отдельные психические процессы и свойства личности осуществляются, проявляются и совершенствуются только в деятельности, через деятельность, в ходе выполнения разнообразных жизненных задач.

Сознание принадлежит определенной личности. У каждого человека есть свои особенности, поэтому одну и ту же деятельность (например, педагогическую) разные люди выполняют по-разному в зависимости от своих стремлений, способностей, отношений, психических состояний и физического самочувствия. Конечно, при этом они учитывают конкретные условия своей деятельности. Следовательно, успех и особенно стиль деятельности в большой степени зависят от личности. Вместе с тем человек как личность формируется, познает себя и окружающий мир, проявляет себя и развивается лишь в процессе деятельности. Вне деятельности нет развития личности.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Возникновение и развитие, психики и сознания человека

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Последние записи