Скоро всё будет хорошо!

Классификация компьютерных игр с точки зрения психологии

Рубрика : Восприятие

В зависимости типа компьютерные игры можно условно разделить на два типа: ролевые и неролевые. В ролевой игре на компьютере игрок принимает на себя роль персонажа, которым управляет, то есть построение игры такое, что играющий выступает в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. По степени влияния на психологическое состояние человека именно ролевые игры оказывают самое мощное воздействие на психику человека. Игры такого типа должны предрасполагать человека к вхождению в роль компьютерного героя и атмосферу самой игры за счет графического и звукового оформления. Первостепенное значение ролевых игр не строится на элементе азарта, хотя он все равно в ней присутствует.

Классификация компьютерных игр:

1. Ролевые компьютерные игры

  • Игры с видом «из глаз своего» компьютерного героя (от первого лица);
  • Игры с видом «извне» на «своего» компьютерного героя (от третьего лица);
  • Руководительские игры.

2. Неролевые компьютерные игры

  • Аркады;
  • Головоломки;
  • Игры на скорость реакции.

Специфика компьютерных игр:

Основной особенностью ролевых компьютерных игр является максимальное воздействие на психологическое состояние играющего, глубокое вхождение в игровой процесс, а также обоснование игровой деятельности базирующейся на необходимости принятия роли и отторжения от окружающей реальности. Данный вид игр классифицируется на три подтипа, которые разделяются между собой по характеру воздействия на играющего, силе внедрения в игру и глубины психологической зависимости от игрового процесса.

С точки зрения психологии игры с видом «из глаз своего» компьютерного героя обладают максимальной силой привлечения и вхождения в игровой процесс. Данный тип игры побуждает игрока полной идентификации со своим персонажем и полному вхождению в роль. Достаточно несколько минут игры, чтобы человек потерял реальное восприятие жизни. Происходит полная концентрация внимания на игровом процессе и погружение в виртуальный мир. У личности возникает мотивация включения в сюжет игрового процесса. Игрок начинает воспринимать виртуальный мир как реальный и действия своего персонажа считает своими.

Игры с видом «извне» на «своего» компьютерного героя обладают меньшей силой внедрения в роль собственного компьютерного героя в сравнении с первым типом. При управлении действиями компьютерного персонажа у игрока существует возможность видеть себя со стороны. Идентификация личности с героем в сети обладает менее выраженным характером, в результате включенность в игровой процесс и эмоциональное проявление менее выражены в сравнении с играми с видом «из глаз своего» героя. Но неудачи, возникающие в процессе игры, оказывают такую же силу на психологическое состояние личности, как и в предыдущем типе.

Руководительские типы игр предоставляют право играющему право главенствовать над функционированием подчиненных персонажей игрового процесса. В данном типе игры игроку предоставляется роль руководителя самой разнообразной спецификации, который управляет историческим процессом. Следует отметить, что в играх такого типа человек не видит своего героя на экране и поэтому самостоятельно придумывает себе роль. Поэтому глубина проникновения в игровой процесс напрямую зависит от воображения играющего. Но процесс образования психологической зависимости и мотивационной вовлеченности такой же сильный, как и в двух предыдущих типах.

В неролевых компьютерных играх игрок не перенимает на себя роль экранного героя. Именно поэтому образование психологической зависимости и воздействие игрового процесса на человека не достаточно сильное. Мотив, побуждающий человека к игре, основывается на азарте и накапливание баллов. Данный вид компьютерных игр делится на несколько типов.

Аркадные игры из-за минимальной потребности в ресурсах компьютера в основном распространены на приставках. Сюжетная линия построена по линейному принципу. Игроку необходимо пари управлении персонажем или транспортом быстро передвигаться, отбиваться от нападений, собирать призовые фишки. Поскольку с точки зрения психологии активная вовлеченность в игру быстро ниспадает, то воздействие на личность незначительная и кратковременная.

Головоломки – это разнообразные варианты настольных игр в компьютерном исполнении (шашки, нарды, шахматы), а также разнообразные логические задачи и головоломки. В таких играх мотивирующим фактором является азарт, связанный со стремлением выиграть у компьютера, чтобы подтвердить свое господство над техникой.

В играх на быстроту реакции главным фактором является ловкость и скорость реакции на происходящее. Их отличительной чертой является полное отсутствие сюжетной линии, а также процессы, происходящие в игре, абсолютно не связаны с реальностью. Основным мотивом, побуждающим к игровому процессу, является азарт и необходимость завершить игру с наибольшим количеством очков. В результате формируется устойчивая психологическая зависимость от такого типа игр.

Подводя итоги, следует, что ролевые игры на компьютере предоставляют возможность человеку посетить виртуальный мир и отстраниться от реальности. Поэтому именно ролевые игры оказывают существенное воздействие на психологическое состояние личности.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Восприятие

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Это интересно
Загрузка...
Последние записи