Психическая деятельность человека

Рубрика : Задачи и методы психологии

Наукой доказано, что психическая деятельность человека и животных по своему физиологическому механизму является высшей нервной деятельностью. Психика имеет рефлекторную природу.

Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие врачи-естествоиспытатели на основе наблюдений над больными указывали на связь психических явлений с деятельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.

В XVII в. французский философ Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под рефлексом он понимал ответную реакцию организма на внешнее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения — мышцам.

Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т. е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.

Здесь вы можете прочитать Задача психологии. Связь психологии с другими науками

Рефлекторное понимание актов поведения животных и человека не оставляло места для души и других нематериальных сил в объяснении проявлений их психики. За свои взгляды Декарт долгое время преследовался церковниками.

Однако Декарт, гениально угадавший нервный механизм отдельных непроизвольных актов поведения животных, не мог объяснить механизма целостного поведения животного, механизма целесообразности поведения, соответствия его внешним изменяющимся условиям существования и внутренним потребностям организма.

К научному пониманию мозговых механизмов психической деятельности психология пришла не сразу, а в результате длительной борьбы материализма с идеализмом и механицизмом. В этой борьбе за подлинно научное решение психо-физической проблемы исключительно велика была заслуга И. М. Сеченова (1829—1905) и И. П. Павлова (1849—1936).

Деятельность головного мозга человека

Отец русской физиологии И. М. Сеченов в замечательном труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что психическая деятельность человека по своей природе является рефлекторной (отражательной) деятельностью.

И. М. Сеченов утверждает, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы», что психическая деятельность человека возникает в процессе рефлекторной деятельности головного мозга и неотделима от него. В рефлекторном акте И. М. Сеченов различает три части.

Начало рефлекса составляют раздражения чувствующего «снаряда» (нерва) и превращение этих раздражений в органах чувств в нервное возбуждение, передаваемое в головной мозг. Средняя часть акта — это нервные процессы возбуждения и торможения, происходящие в головном мозгу, которые и являются основой возникновения психической деятельности (ощущений, представлений, памяти, мышления, чувств, воли и др.). Конечное звено рефлекторного акта — это движение мышц и органов тела (проявляется в действиях, поступках человека).

И. М. Сеченов указывает на неразрывную связь и взаимодействие всех трех частей рефлекса.

Раскрывая рефлекторное происхождение психической деятельности человека, И. М. Сеченов вместе с тем убедительно доказывает ее детерминированность, причинную обусловленность, т. е. зависимость всех действий, поступков человека от условий внешней среды. «Первоначальная причина всякого поступка,— пишет он,— лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна»

Материалистические взгляды И. М. Сеченова на вопрос о связи психики с деятельностью мозга и с внешним миром были направлены против идеализма в развитии психологии того времени.

Великий русский физиолог И. П. Павлов не только экспериментально подтвердил учение И. М. Сеченова о рефлекторной природе психики, но и развил его далее. Он создал новую науку — физиологию высшей нервной деятельности, разработал метод объективного изучения работы больших полушарий головного мозга — экспериментальный метод условных рефлексов.

Как и И. М. Сеченов, И. П. Павлов стоял на позиции материалистического понимания психики, ее детерминированности внешним миром. Организм живет и развивается только в определенных условиях своего существования, только во взаимодействии со средой. Такой средой для животных является природа, для человека, кроме того и прежде всего,— общество. Связь организма со средой осуществляется посредством рефлекторной деятельности мозга. Таким образом, психика, будучи функцией мозга, обусловлена внешним миром, является продуктом взаимодействия организма и среды.

На основе многочисленных экспериментов И. П. Павлова и его сотрудников были раскрыты законы высшей нервной деятельности, было доказано, что физиологическим механизмом психики является механизм образования временных нервных связей (условных рефлексов) в коре головного мозга. Временные нервные связи организма со средой — это, по Павлову, явление не только физиологическое, но и психическое, отражение мозгом реальной связи предметов окружающего мира. Эти связи образуются в результате воздействия внешних раздражений на организм.

Итак, по Павлову, психическая деятельность по своей природе есть деятельность рефлекторная, отражательная. Такой же вывод из своих исследований делают философы и психологи, исходя из принципов диалектического материализма. Только они рассматривают психику со стороны ее содержания.

И. П. Павлов решительно выступал против идеалистического понимания психических явлений. Его эксперименты подрывают корни религиозных, расистских и других антинаучных учений о психике. Его исследования убедительно доказывают, что нервно-физиологический механизм психики, сознания у всех людей один и тот же. Он не зависит ни от социального положения человека в обществе, ни от цвета его кожи. Законы высшей нервной деятельности у всех людей одинаковы. Разным может быть только содержание психики.

Психическое состояние человека

Доказано, что содержание сознания человека определяется конкретными общественно-историческими условиями, в которых он живет и действует. Поэтому, например, мысли, чувства и стремления капиталиста, как правило, противоположны мыслям, чувствам и стремлениям пролетария. Конечно, на психологию человека влияет не только принадлежность его к определенному классу, но и конкретные условия воспитания, семья, его взаимоотношения с окружающими людьми, его деятельность, природные задатки и пр.

Психика человека представляет собой единый внутренний мир его переживаний, многообразный в своих проявлениях. Чтобы лучше познать сущность и закономерности развития психики, наука рассматривает раздельно основные формы психической деятельности. К ним относятся:

  • психические процессы,
  •  психические свойства личности
  •  психические состояния.

Психические процессы — важнейшая форма отражательной деятельности человека. Они многообразны. Одни из них дают нам возможность познавать окружающий мир и самих себя. К этой группе процессов относятся ощущения, восприятие, представление, память, мышление и т. д. Все их называют познавательными процессами. Друг от друга они отличаются различной степенью полноты и глубины отражения действительности. Так, ощущения есть отражение лишь отдельных свойств предмета, восприятие дает нам целостный внешний образ предмета, мышление раскрывает сущность предмета и т. д. Познавательные процессы лежат в основе познавательной деятельности человека.

В других процессах мы выражаем свое отношение к объектам внешнего мира и к самим себе в виде различных переживаний удовольствия или неудовольствия. Эти процессы называют эмоциональными. Третью группу составляют волевые процессы — желания, стремления, намерения, решения и т. д., посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, свое практическое отношение к миру. Волевые процессы входят в состав волевых действий человека.

Психические свойства личности, к которым психологи относят потребности, интересы, склонности и убеждения человека, а также его способности, темперамент и характер, тоже представляют собой особую форму отражательной деятельности. Психические свойства — наиболее устойчивые черты, характеризующие каждого отдельного человека. В своей совокупности психические свойства в высокой степени типичны для человека как личности, как члена общества.

Психические состояния — это временные сочетания психических процессов, психических свойств личности, особенностей организма, своеобразно переживаемые человеком в данный отрезок времени и оказывающие влияние на его деятельность, поведение. В течение дня у человека может несколько раз изменяться психическое состояние. Чем разнообразнее события, в которых участвует личность, и деятельность, которой она занята, тем разнообразнее и ее психические состояния. К ним можно отнести состояния внимательности и рассеянности, умственной активности или пассивности, состояния решительности или нерешительности, заинтересованности чем-либо или скуки, тревожного или радостного ожидания, утомленности и т. п.

Изучение многообразных психических состояний, в которых проявляется жизнедеятельность человека, имеет большое практическое значение, особенно в деятельности педагога. Если учитель, обучая и воспитывая школьников, умеет видеть и понимать не только устойчивые индивидуальные особенности учащихся, но также и временные психические состояния каждого из них (и психическое состояние класса), то это помогает ему правильно организовать воспитательные воздействия на учащихся, предупредить нежелательные поступки детей, успешно формировать их характеры.

Указанные формы психической деятельности не существуют изолированно. Они представляют собой лишь различные проявления сложной отражательной деятельности мозга человека.

Психика формируется и развивается в активной деятельности человека. Нельзя изучать психические процессы, свойства и состояния личности вне ее деятельности —трудовой, учебной, игровой и т. д. Поэтому в круг вопросов, которыми занимается психология, входит также психологическая характеристика деятельности людей.

Итак, научная психология своим предметом имеет изучение закономерностей психических процессов, раскрытие индивидуально-психических свойств личности и психических состояний человека, а также изучение психологических основ его деятельности.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Задачи и методы психологии

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Последние записи