Индивидуальные различия и развитие ощущений у детей
Рубрика : ОщущениеИндивидуальные различия в ощущениях у детей и взрослых.
Люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе.
В жизни большое значение имеет видение на далеком расстоянии.
Однако существуют люди с некоторым нарушением нормы видения — близорукие и дальнозоркие. Встречаются также люди, плохо различающие хроматические цвета: красный цвет путают с зеленым, синий с желтым. Это явление называется частичной цветовой слепотой. Явление очень редкое. Некоторые люди вообще не видят хроматических цветов, а ощущают только цвета ахроматические. Это — полная цветовая слепота. Она встречается еще реже. Индивидуальные различия в зрительных ощущениях существуют и у людей с нормальным зрением.
Они проявляются в большей или меньшей чувствительности зрительного анализатора, как общей, так и различительной. Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей этого анализатора и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда.
Индивидуальные различия в слуховых ощущениях также выражаются в уровне абсолютной слуховой чувствительности и в величине порогов различения звуков. Кроме того, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в тонкости различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.
Индивидуальные различия имеются и в других видах ощущений. У взрослых людей они усиливаются под влиянием профессионального труда и жизненного опыта.
Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определять температуру с точностью до десятков градусов. Некоторые шлифовальщики различают просвет равный 0,0005 мм, тогда как неспециалист различает просвет всего в 0,01 мм. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Мукомолы на ощупь определяют не только сорт пшеницы, из которой сделана мука, но и местность, где эта пшеница выросла.
Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3% и т. д.
Восприятие и развитие ощущений у детей
Человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако в течение жизни его анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными.
Обязательным условием развития ощущений человека является его активная и разнообразная практическая деятельность. Не меньшее значение имеют и специальные упражнения ощущений при воспитании ребенка в детском саду и в школе, направленные на повышение абсолютной и различительной чувствительности зрения, слуха, осязания и т. д.
Сенсорное воспитание, т. е. целенаправленное развитие ощущений и восприятий у детей и взрослых, надо начинать возможно раньше. Первая забота воспитателей — проверить и в дальнейшем обеспечить нормальное функционирование органов чувств ребенка. Вторая обязанность—организовать разнообразную и активную деятельность ребенка. Детей надо учить рисовать, лепить, конструировать, рассматривать картинки и слушать музыку, петь, танцевать, наблюдать окружающую природу. Большое значение в сенсорном воспитании имеют выполнение различных, доступных возрасту трудовых заданий, занятия по развитию речи, коллективные подвижные игры, физические упражнения.
Ребенка надо заинтересовать указанными видами деятельности. Коллективные занятия, общение с другими детьми усиливают интерес ребенка. При этом условии он сам будет добиваться успехов в сенсорном развитии. Если, например, мальчик интересуется рисованием, интерес побуждает его изучать цвета и формы предметов, разнообразие оттенков цвета, игру светотеней и пр. Характеристика и основы восприятия человека
Развитие ощущений у детей.
Под воздействием воспитания и жизненного опыта происходит развитие ощущений ребенка. Развитие ощущений у детей идет в следующих направлениях. Ощущения становятся все более дифференцированными. Дошкольнику четырех лет, например, трудно различить между собой запах и вкус апельсина, оба эти ощущения слиты в одно целое. В дальнейшем ребенок отчетливо отделяет друг от друга разные виды ощущений, получаемые от одного предмета. С возрастом увеличивается как количество свойств, которые ребенок может выделить в предмете, так и количество предметов, которые он познает посредством ощущений. По мере развития и воспитания ребенка ощущения его становятся более точными «тонкими». Ребенок научается различать не только основные хроматические цвета, но и оттенки между ними, не только музыкальные тона, но и полутона и т. д. Усвоение ребенком языка делает его ощущения осознанными. Называя словами свойства предметов выделенные слухом, зрением, осязанием и другими видами ощущении, ребенок лучше запоминает их и получает возможность сознательно сравнивать однородные свойства. Так, усвоение музыкальной терминологии помогает ребенку сравнивать музыкальные звуки по громкости, высоте, тембру, характеру созвучий, темпу и ритму звучания какой-либо мелодии.
- Показатели развития ощущений у детей
Рассмотрим некоторые показатели развития ощущений у детей школьного возраста. По данным современной психологии, острота зрения детей в возрасте от 6 до 14 лет неуклонно повышается, увеличиваясь почти на 60%.
Равным образом развивается и цветоощущение: чувствительность к оттенкам цвета у детей в период между 7 и 10 годами повышается на 45%, а в возрасте от 10 до 12 лет она дает еще более резкий подъем — на 60% по сравнению с данными, полученными у первоклассников.
Тонкость суставно-мускульных ощущений, которые играют особенно важную роль в выработке двигательных навыков, повышается между 8 и 14 годами более чем на 50%. Также развиваются слуховые, кожные и другие ощущения. Степень развития у детей тех или иных ощущений стоит в прямой зависимости от деятельности школьника, в процессе которой происходит их совершенствование.
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
|