Понятие о личности человека
Рубрика : Возникновение и развитие, психики и сознания человекаПонятия личности человека и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику, сознание вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность — это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Из определения видно, что понятие личности нельзя отождествлять с понятием человека, индивида. Новорожденный ребенок еще не личность. Психически больные люди временно утрачивают существенные черты личности, а при тяжелых психических заболеваниях происходит «распад» личности.
Чтобы стать личностью, человек должен достичь определенного уровня психического развития.
Носителем качеств сформированной личности является взрослый психически здоровый человек.
Здесь вы можете прочитать Психическая деятельность человека
Для личности характерна прежде всего ее принадлежность обществу. Человек не существует вне общества, он — составная часть общества. С первых лет жизни ребенок окружен людьми и вещами, созданными их трудом. Воспитывая ребенка, взрослые учат его говорить, пользоваться различными предметами, передают ему знания и умения, привлекают к труду и другим видам общественной деятельности людей. Но все, чему учат ребенка и чем он практически пользуется, носит на себе печать общественных отношений. Вещи, способы действия с ними, язык, мораль, наука порождены обществом, представляют собой его достояние. Таким образом, формирующаяся личность независимо от своей воли подвергается влиянию сложившихся общественных отношений, а затем и участвует в них. Те мысли, чувства и желания, которые человек считает своими, в конечном счете порождены жизнью общества, его потребностями, хотя и носят они субъективный, индивидуальный характер. К. Маркс, раскрывая сущность личности, утверждал, что «… она есть совокупность общественных отношений». Это следует понимать как в том смысле, что личность неотделима от общества, так и в том, что ее сознание и поведение зависят от конкретных общественных условий, в которых она развивается. Хорошо известно, например, что часто человек, воспитанный в среде эксплуататоров, обладает чертами личности, характерными для эксплуататоров: пренебрежение к труду, эгоизм, скупость или расточительность, черствость и т. п. И наоборот, человек, воспитанный в среде эксплуатируемых, чаще всего обладает такими чертами личности, как чувство братской солидарности, коллективизм, стремление к свободе и независимости, уважение к труду и людям труда, чувство собственного достоинства.
Однако вопрос о влиянии общества на формирование личности человека значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Общественные условия, в которых живут люди, многообразны и отличаются разной степенью общности. Существуют социальные условия, которые сохраняются всегда и всюду, где живут люди, например общение людей посредством языка, необходимый обществу производительный труд, наличие орудий труда и созданных трудом материальных и духовных ценностей. Эти условия существования личности относятся к общечеловеческим.
Но существуют и условия меньшей общности, например те, которые характерны для определенного исторического времени. Трудовая деятельность людей, характер общения между ними, орудия труда и прочее были разными при первобытнообщинном строе, в эпоху рабства, феодализма и т. д. Опять-таки, и рабство, и феодализм, и капитализм имеют разные формы и стадии развития, территориальные варианты.
В классовом обществе человек принадлежит к определенному классу и нации, что неизбежно влияет на формирование его личности.
Но даже люди, принадлежащие к одному классу, нации, живущие в одном государстве, городе или селе, занятые одним видом труда, имеют свою, еще более конкретную, узкую социальную среду: они воспитываются в семьях, различных по составу, традициям, материальному и культурному уровням, имеют разных друзей, разные обязанности. Между формирующейся личностью и окружающими людьми устанавливаются разные взаимоотношения, которые меняются в зависимости от возраста ребенка.
Кроме того, человек не пассивно воспринимает все эти влияния разной общности и содержания. По мере увеличения жизненного опыта, накопления знаний и умений, развития самостоятельности он все активнее сам воздействует на людей и некоторые обстоятельства жизни, усиливая или ослабляя их влияние на себя, свою личность.
Наконец, будучи природным существом, человек имеет ряд врожденных свойств организма — своеобразное строение тела, индивидуальные питания и жизненной практики. Психические свойства возникают из психических процессов и состояний, многократно пережитых человеком. Так, часто повторяющиеся гневные вспышки (аффекты) могут перейти в отрицательное свойство личности — эффективность. Взаимосвязанные психические свойства образуют структуру личности, характерный для нее психический склад. Вопрос о структуре личности еще не решен в науке. Существуют разные подходы к нему, указывают разные структурные элементы. Однако чаще всего в структуру личности включают направленность (т. е. устойчивые потребности и интересы, убеждения и идеалы, стремления и склонности, установки, образующие систему основных мотивов (побуждений) и жизненных целей личности), способности, темперамент и характер. Центральным элементом структуры личности является направленность. По ней можно судить о том, какие жизненные цели ставит перед собой данный человек и почему; почему в своих взаимоотношениях с людьми он поступает так, а не иначе; чем он больше всего интересуется, что более всего ценит в жизни и что осуждает. Направленность определяет избирательное отношение человека к миру и степень его общественной трудовой активности. Направленность выражает характерную для личности жизненную позицию. Способности человека указывают на его прирожденные и воспитанные возможности в усвоении знаний, в овладении различными профессиями и видами творчества. В темпераменте личность проявляется с динамической стороны, со стороны быстроты и силы протекания психических процессов и действий. Так, одним людям свойственны живость, подвижность, впечатлительность, неустойчивость настроений; другим — вспыльчивость, энергичность, страстность; третьим — медлительность, спокойствие и пр. Особенности темперамента сказываются на всей деятельности человека и влияют на формирование его характера. Что касается характера, то в нем наиболее ярко выражено индивидуальное лицо личности, ее отличие от других людей. Характер личности синтезирует, объединяет в себе все психические свойства, присущие определенному человеку. Он формируется в конкретных условиях его жизни и воспитания и проявляется в разнообразных отношениях этого человека к окружающему миру и к самому себе. Психические свойства личности влияют на все психические процессы и действия человека, которые приобретают индивидуальное своеобразие, характерное для каждой личности. Люди по-разному воспринимают, запоминают, думают, чувствуют и действуют.
В протекании каждого психического процесса и действия сказывается их обладатель — определенный человек, личность.
В структуру личности входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства нервных процессов, задатки, состояние органов чувств и органов речи к моменту рождения). Однако врожденные и наследственные факторы, будучи природной основой для формирования психики человека, не влияют на поведение личности непосредственно, а только через те конкретные социальные отношения, в которых развивается личность. Известно, что подросток с очень некрасивым лицом, сильными дефектами речи, взрослый человек карликового роста чувствуют и ведут себя иначе, чем другие дети и взрослые.
Важнейшим условием существования и развития личности и вместе с тем наиболее характерной чертой, выражающей сущность личности, является ее активность, которая представляет собой способность личности воздействовать на окружающий мир с целью его изменения, с целью созидания.
Личность — активный участник деятельности общества, прежде всего трудовой деятельности.
Какие дела данный человек считает для себя жизненно важными, насколько серьезно его отношение к труду и общественным обязанностям, кто он — творец, инициатор или только исполнитель, доводит ли начатые дела до конца, как переживает успехи и неудачи, как относится к товарищам по совместной деятельности — все это характеризует личность человека.
Источником активности личности служат его потребности, интересы, убеждения, моральные чувства, страсти, влечения, привычки, установки. Побуждения к активности у человека могут быть различными по степени осознанности, по значимости их для личности и по общественной ценности.
Реальное положение личности в обществе отражается в ее сознании.
Личность выражает себя определенным уровнем сознания и самосознания. Что думает человек об окружающем мире, насколько богаты, разнообразны и глубоки его знания, что радует и печалит его, в какой степени он осознает свои потребности, возможности и обязанности, свои достоинства и недостатки — все это характеризует его как личность. Сознание личности — это ее знание о мире и о себе, а также активное отношение к окружающей действительности. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание»,— писал К. Маркс. Для личности очень характерны ее отношения к отдельным людям и обществу в целом, к своему труду и труду других людей, отношение к материальным и культурным ценностям общества, к его настоящему и будущему, наконец, отношение и к самой себе, что выражается в определенной самооценке. Свои отношения личность проявляет в разных формах: в форме суждений, мнений, в форме переживаний, чувств и в форме действий и поступков. Чем богаче взаимные отношения между личностью и другими людьми, тем богаче психический мир этой личности. Одной из важнейших задач советской семьи, школы и общественных организаций является воспитание у молодого поколения коммунистических отношений к людям, общественной собственности и к труду.
Характерным признаком личности является ее единство, под которым понимают своеобразное переживание человеком нераздельности своей психики и вместе с тем отграниченности, обособленности своего «я» от внешнего мира. Единство личности формируется постепенно. Сначала у ребенка отдельные ощущения органов своего тела, их движений и функций объединяются в целостное переживание своего организма, затем в процессе жизнедеятельности, овладения предметными действиями и речью формируется способность ребенка относить к своему «я» свои действия, эмоции, мысли, желания («это я сделал», «мне страшно», «я думаю», «я хочу»). Единство личности проявляется в нераздельности, слитности познавательных, эмоциональных и волевых процессов и побуждений к ним. Любой психический акт, например мыслительный, существует для личности не только как акт познания, но одновременно и как особое переживание (интеллектуальное чувство) и акт воли (интеллектуальное действие).
Единство личности сохраняется при переживании не только настоящего, но также прошедшего и будущего.
Личность осознает себя и во времени, отличая свои воспоминания и стремления от воспоминаний и стремлений других людей.
Личность занимает в системе доступных ей социальных отношений определенное положение, или позицию, которая практически реализуется в виде социальных ролей, выполняемых человеком в различных общественных группах и ситуациях.
Каждый человек может одновременно входить в состав нескольких социальных групп, таких, как семья, производственный коллектив, общественно-политическая организация, спортивная команда и пр.
В этих объединениях он выполняет разные роли, разные социальные функции: в семье — роль отца или матери, главной обязанностью которых является воспитание детей; на производстве — роль начальника цеха, социальная функция которого состоит в организации труда рабочих и т. п. Члены социальных групп, в которые входит личность, ожидают от нее выполнения определенных обязанностей и определенной формы поведения. Поэтому социальные группы оказывают существенное влияние на формирование индивидуальных качеств личности. Через роли человек вовлекается в жизнь общества, усваивает социальный опыт, изменяется, совершенствуется и вместе с тем сам оказывает активное влияние на других людей и их деятельность.
Личность может «вжиться» в свою роль, привыкнуть к ней. В других случаях, наоборот, некоторые из ролей тяготят ее. Возможны также случаи конфликтных переживаний при выполнении различных социальных ролей .
С понятием социальной роли тесно связано понятие притязаний личности. Притязания личности — это те роли, которые она считает для себя возможными и желаемыми, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь. Уровень притязаний человека можно выявить, предлагая ему задачи разной трудности. Один человек сразу же берется за трудные задачи, другой предпочитает легкие. Существует и такой тип притязаний, когда человек стремится не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. В этом случае он выбирает задачу или очень легкую, или очень трудную: выполняя легкую задачу, он обязательно добьется успеха, а выполняя очень трудную, имеет возможность сослаться на ее чрезмерную трудность, и его самолюбие не пострадает.
Уровень притязаний личности зависит от нескольких факторов:
- от реальной трудности заданий;
- от значимости этих заданий (и всей деятельности) для личности с учетом отношений к ней некоторых людей (товарищей, учителей);
- от переживания успехов и неудач в прошлом при выполнении подобных задач;
- от самооценки и всего склада личности.
Так, есть люди, уровень притязаний которых сдвигается только вверх; у других сдвиги в уровне притязаний отсутствуют вне зависимости от результатов выполнения заданий; у третьих он все время меняется, «подстраиваясь» к уровню предшествующего выполнения задач того же типа и др. (исследование А. И. Самошина). Бывает и так, что уровень притязаний снижается. Ученик, попавший в число неуспевающих, вначале глубоко переживает свои неудачи, а затем, если ему вовремя не помочь, свыкается с новой ролью и может снизить уровень притязаний в достижении учебных целей.
Характеризуя личность взрослого или ребенка со стороны уровня притязаний, следует выяснить, насколько притязания приемлемы для общества по содержанию целей, которых добивается субъект, а также насколько они действенны.
Успехи и неудачи в достижении целей личность переживает с присущей ей глубиной и силой. Эти переживания наиболее выражены в конфликтных ситуациях и при существовании преград («барьеров»), которые реально непреодолимы или кажутся таковыми данному лицу. У некоторых людей в подобных случаях возникает устойчивое психическое состояние, называемое фрустрацией (см. «Эмоции и чувства»). Это состояние протекает в активной или пассивной форме. При активной форме фрустрации у человека наблюдается повышенная раздражительность, обидчивость, гневливость, стойкое упрямство, злобливость, агрессивность. При пассивной форме — замкнутость, «уход в себя», неуверенность в своих силах, самобичевание, безразличие к событиям окружающей жизни. Наличие фрустрации говорит о неблагополучии в жизненной позиции человека и требует чуткого, внимательного отношения к нему, продуманного педагогического подхода.
Показателем высокого развития личности является ее устойчивость по отношению к случайным влияниям других людей и обстоятельств. Устойчивость личности возможна лишь при господстве высокоморальных мотивов поведения и деятельности над всеми другими мотивами. Их прежде всего и надо воспитывать у человека с ранних лет его жизни.
Личность развивается.
Человек не рождается на свет с уже сложившимися свойствами своей личности и с готовыми отношениями к миру. Личность каждого человека формируют другие люди и обстоятельства жизни. С известного возраста развитие личности зависит также и от собственных усилий ее в самовоспитании.
Развитие личности всегда происходит в определенных социальных условиях: экономических, идеологических, бытовых. Ведущую роль в этом процессе выполняет общественно организованное обучение и воспитание.
Развитие человека в личность идет в следующих направлениях.
- Изменяется реальное положение личности среди других людей: с каждым годом жизни ребенка усложняются требования к нему, меняются и его права.
- Расширяется сфера деятельности личности; деятельность человека становится также более разнообразной по видам и более продуктивной. Так, если жизнь ребенка-дошкольника заполнена играми, то ребенок-школьник не только играет, но прежде всего учится, помогает взрослым в их труде, выполняет общественные поручения, участвует в работе предметных кружков, занимается спортом и т. п.
- Повышается уровень сознательности личности. Ребенок, усваивая жизненный опыт других людей — знания, умения, общественно полезные формы поведения,— становится более разумным, точнее понимает явления окружающей жизни, людей и самого себя. Это позволяет ему быть более самостоятельным в мнениях и поступках.
- Происходит развитие индивидуальности личности. У ребенка под влиянием воспитания и жизненного опыта совершенствуются психические процессы, возникают более сложные потребности и интересы, формируются убеждения, способности н пр. Постепенно меняется вся структура сознания и поведения личности. На первый план все заметнее выступает деятельность мышления в наиболее развитых его формах, моральные чувства и волевые качества личности. Все это позволяет человеку успешнее управлять своим поведением и свободнее подчинять его объективной необходимости и моральному долгу. Развитие индивидуальности состоит в том, что личность приобретает собственное, индивидуальное лицо, свой стиль работы и поведения.
- Вместе с развитием сознательности и самостоятельности человека возрастает и роль самовоспитания личности. Уже подросток пытается самостоятельно закалять свою волю, совершенствовать свой характер. Начиная с юношеского возраста самовоспитание становится постоянной заботой многих людей.
Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность
Т. е. человек, в котором гармонически сочетается «духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство» . При построении современного общества воспитание всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей.
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
|