Скоро всё будет хорошо!

Виды представления у взрослого человека и ребенка, возникновение образа предмета

Рубрика : Представление

Виды представления у взрослого человека и ребенка, возникновение образа предметаПредставления принято делить на виды. Как и восприятия, выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные представления.

Зрительные представления — это представления величины, формы, цвета, движения и взаимного положения предметов в пространстве. Представления этого вида очень важны не только в труде и общении людей. Велика их роль и в учебной деятельности школьников. Чтобы понять какое-либо явление, например историческое событие, его надо зрительно представить.

К слуховым представлениям относят звучания предметов и явлений. Можно представить как отдельные звуки (по их громкости, высоте, длительности и тембру), так и звуковые сочетания, характерные для определенных объектов (свист ветра, бой часов, крики животных). Из слуховых представлений особо выделяют рече-слуховые и музыкальные.

Рече-слуховые .представления отображают фонетическую сторону речи. Исследования показывают, что рече-слуховые представления необходимы детям не только при обучении устной речи, чтению, но и при обучении письму. Прежде чем написать слово, ребенок должен представить звуки, обозначаемые буквами. Если он не может представить звучание, например согласного «с», он вместо «Саша» напишет «Шаша». Важную роль рече-слуховые представления играют при обучении иностранным языкам.

Музыкальные представления отображают отношения тонов по высоте и длительности. Представляя мелодию, мы как бы мысленно пропеваем ее. Музыкальные представления позволяют нам отличить знакомую мелодию от незнакомой. Они тонко развиты у музыкантов, особенно у композиторов. Осязательные, обонятельные и вкусовые представления отражают соответствующие свойства вещей. У большинства людей они развиты слабее, чем зрительные и слуховые, однако под влиянием упражнений могут достигнуть высокого совершенства (осязательные представления у скульпторов, обонятельные — у работников парфюмерной промышленности, вкусовые — у дегустаторов).

Двигательные представления — это представления движений и положения своего тела.

возникновение и развитие представления человекаОни обладают любопытной особенностью. Когда человек представляет движение какого-либо органа своего тела – рук, ног, языка, глаз (или всего тела), у него возникают едва заметные сокращения мышц этого органа. Их можно точно измерить при помощи специальных приборов. В существовании движений можно убедиться и другим способом. Если, закрыв глаза, усиленно представлять маятникообразные движения шарика, неподвижно висящего на нитке, привязанной к указательному пальцу вытянутой руки, то через некоторое время шарик действительно начнет слегка качаться. Известно, что неопытный велосипедист, представив свое падение, может по этой причине действительно упасть. Описанные явления называют идеомоторными актами. Ими объясняется, в частности, так называемое «угадывание мыслей» других людей. В таких случаях обычно угадывают не содержание мыслей, а намерение человека совершить определенное движение рукой, всем телом. Существование идеомоторных актов лишний раз доказывает рефлекторную природу представлений. Двигательные представления необходимы человеку при передвижении, в трудовых действиях, в спортивных упражнениях. Двигательный компонент имеется и в представлениях других видов — зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых.

Особо выделяют представления сложной психологической структуры, такие, как пространственные, временные и представления движения предметов.

К пространственным относят представления объемности предметов, взаимного их положения, удаленности, направления. Топографические представления, о которых уже шла речь, относятся к пространственным. Пространственные представления необходимы учащимся при изучении географии, геометрии, машиноведения, астрономии.

Представления времени — это мысленное определение длительности промежутков времени — часа, суток, месяца, года, столетия. Точность этих представлений зависит от жизненного опыта человека, знания мер времени, знания о событиях или действиях, которыми заполнен представляемый промежуток времени, от характера деятельности человека и переживаемых им чувств. Представления времени необходимы учащимся при изучении истории, природоведения, физики. Вместе с тем изучение этих предметов ведет к развитию представлений времени. Представления движений окружающих человека предметов, объединяют пространственные и временные представления. Это особенно ясно выступает в представлениях скорости движения какого-либо тела.

Психологи отличают друг от друга представления памяти и представления воображения в зависимости от основы, на которой они формируются. Представления памяти возникают на базе ощущений и восприятий, а представления воображения — под влиянием словесных описаний и разного рода изображений. Это деление в известной степени условно, потому что представления воображения сами возникают в результате переработки данных чувственного опыта. Но через речь к личному опыту человека всегда присоединяется познавательный и практический опыт других людей.

По степени обобщенности представления делят на единичные и общие. В единичных представлениях отражены единичные предметы и явления (образ Волги, Московского Кремля, Гимна РФ), в общих представлениях отражены черты, присущие совокупности родственных предметов или явлений (образы реки вообще, кремля вообще, гимна вообще). Однако любое единичное представление всегда в какой-то мере является обобщенным, а общее представление включает в себя в скрытом виде определенное множество единичных пердставлений.

Иногда выделяют такие виды представлений, как исторические, географические, геометрические, технические, литературные и т. д. В этом случае имеют в виду своеобразие предметного содержания представлений, преимущественное отражение в них определенных сторон действительности. Указанное деление оправдано педагогической теорией и практикой. Исследования показали, что преставления каждого из перечисленных видов имеют особые закономерности формирования и развития, образование их у школьников нуждается в особых методических приемах учителя.

Представления человека могут возникать непроизвольно и произвольно.

виды представления предметаУслышав голос или имя хорошо знакомого человека, мы невольно представляем его лицо или фигуру. Читая художественное описание битвы, мы непроизвольно представляем действующих лиц и ход событий. Чем ярче и эмоциональнее описание, тем легче возникают непроизвольные представления. Наиболее непроизвольны образы сновидений. Во сне мы не можем намеренно вызвать представления, изменить, их или изгнать из сознания. Представления возникают произвольно в тех случаях, когда мы заранее имеем цель их вызвать, для чего прибегаем к волевым усилиям.

  • Ассоциации представлений

Представления редко возникают изолированно друг от друга. Связи представлений называют ассоциациями. Различают три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности — это связь представлений тех объектов, которые когда-то были восприняты вместе или один вслед за другим. Образ вокзала вызывает представление поезда, вспышка молнии вызывает представление грома. Ассоциация по сходству — это связь представлений двух или нескольких объектов, сходных между собой в каком-либо отношении. Вид неуклюжего человека вызывает представление о медведе, мелодия «Лявонихи» напоминает мелодию «Камаринской». Ассоциация по контрасту— это связь представлений объектов, обладающих противоположными признаками: вид разрушенного дома может вызвать представление строящегося здания, грустная мелодия — напомнить веселую мелодию. Все три вида ассоциаций—обыденное явление психической жизни. Каждый человек способен заметить их и специально образовать. Ассоциациями широко пользуются писатели и поэты с целью эмоционального воздействия на читателей. Вспомните образ вьюги в стихотворении «Буря» А. С. Пушкина: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя». В этом образном сравнении используются ассоциации по сходству и контрасту.

Ассоциируются не только представления, но также ощущения, восприятия, мысли, действия и переживания. Ассоциирование достигает большой сложности в мышлении (ассоциации ассоциаций).

Физиологической основой ассоциаций являются временные нервные связи в коре больших полушарий и целые системы этих связей, образование, функционирование и торможение которых протекает в соответствии с законами высшей нервной деятельности.

  •  Индивидуальные различия в представлениях

В представлениях людей существуют индивидуальные различия, как по яркости, полноте, устойчивости и обобщенности, так и по преобладанию какого-либо вида представлений над другими видами их. Индивидуальные различия объясняются многими причинами, прежде всего типом высшей нервной деятельности того или иного человека и особенностями его труда. У лиц с преобладанием первосигнальных условных рефлексов над второсигнальными («художественный тип») представления более ярки, конкретны, устойчивы, у людей с преобладанием второсигнальных связей («мыслительный тип»), наоборот, представления более общи, схематичны, текучи. Но еще более влияет на представления профессия человека. Если она требует определенного вида представлений, то именно этот вид их и развивается особенно интенсивно под влиянием упражнений. У музыкантов, радистов, телефонистов, дикторов хорошо развиты слуховые представления, они наиболее четки, устойчивы, полны; у художников — зрительные представления; у спортсменов и артистов балета — двигательные. Если же трудовая деятельность человека не требует преимущественного развития определенного вида представлений, то индивидуальные различия в них сглаживаются, не выступают столь заметно.

  •  Развитие представлений у детей

Представления развиваются. У детей их развитие идет в следующих направлениях.

  1.  Расширяется круг представлений ребенка о мире. Дошкольники и школьники первых двух классов представляют главным образом те предметы и явления, которые непосредственно их окружают: все то, что связано с жизнью семьи, школы, улицы, сада, огорода, леса, реки. Основной источник представлений вначале —собственные восприятия детей. Из рассказов, сказок, картинок маленькие дети особенно любят те, в которых отражена близкая и понятная им жизнь людей, животных и растений. Однако обучение в школе, чтение книг заметно расширяет круг представлений детей о мире, расширяет как в пространстве, так и во времени. Изучение природоведения, географии, истории и других учебных предметов способствует этому.
  2.  Изменяются представления и об одних и тех же объектах. Они становятся более полными и содержательными. Это можно проследить хотя бы на развитии представления школьников о лесе.

Школьники I—II класса представляют лес как лес конкретный, в котором был ребенок: «Я был в лесу, я видел там белку», «Лес у нас густой», «В лесу живут ужи». Основной источник представления о лесе -собственное впечатление ребенка. У третьеклассников на первый план выступает общее представление о лесе, вид леса в разные времена года. Ребенок при этом говорит не только о себе, но и о других людях — охотнике, леснике и даже человеке вообще. Но представление все еще наглядно: «Человек дерет лыки», «Охотник убивает зверей». У школьников IV—VI классов представление о лесе сильно изменяется под влиянием чтения, рассказов учителя и других источников знаний. Лес теперь чаще рассматривается с точки зрения его пользы (сначала —в быту, затем — для промышленности и экспорта) и с географической точки зрения (леса разных географических зон: тайга, тропический лес и т. д.). При этом школьники говорят уже не только о лесе, но и о почвах, на которых он растет, о климате, животных лесов, населении лесной полосы. На основе этого общего представления о лесе и связанных с ним других представлений у школьников формируется логическое понятие леса. В старшем школьном возрасте, кроме экономической и географической точек зрения на лес, в ответах учащихся часто встречаются эстетические оценки его, особенно у девочек; учащиеся говорят о чувствах, связанных с образом леса.

Несколько иной путь развития проходят те представления, которые возникают на основе слова (например, представления о море, горах, степи у тех детей, которые их никогда не видели). Эти представления с самого начала — общие представления (горы вообще, море вообще). Постепенно, по мере продвижения вперед в учении и накопления жизненного опыта происходит детализация и дифференцирование общих представлений: накопление знаний об отдельных морях, выделение многих признаков моря и пр. Но учащиеся, раскрывая содержание представления о чем-либо малознакомом, часто допускают преувеличения и ошибки, например заселяют степь чуть ли не всеми известными им животными и растениями. Если источником ошибок представлений первого типа (единичных) является неверное восприятие, что бывает редко, то источник ошибок представлений второго типа (общих) это — неправильное понимание слышанного или прочитанного.

  •  Более содержательные представления об объектах внешнего мира становятся вместе с тем и более точными.

Существует много методических приемов, которыми учителя пользуются для развития представлений учащихся (их точности, яркости, полноты и обобщенности). Так, например, для развития представлений воображения учитель показывает наглядные пособия с изображением нового для учащихся явления жизни; предлагает им составить рассказ по картине, серии картин или схеме; используют художественную литературу, дневниковые записи путешественников, рассказы очевидцев каких-либо событий и личные впечатления; предлагает учащимся нарисовать картинки к тексту рассказа; привлекает факты, поражающие воображение детей своей необычностью; переводит отвлеченные знания, например количественные характеристики чего-либо (длина экватора, расстояние от Земли до Солнца, скорость света и др.), на язык наглядных образов и т. п.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Представление

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Это интересно
Последние записи