Свойства восприятия взрослого человека и ребенка
Рубрика : ВосприятиеПредметность восприятия Важнейшее свойство восприятия — его предметность, т. е. способность субъекта относить получаемые впечатления к реальным предметам и явлениям окружающего мира. Восприятие — это образ. Оно принадлежит субъекту и в отличие от других субъективных образов, например представлений и понятий, характеризуется рядом свойств, о которых пойдет речь ниже. Первым из них является предметная отнесенность восприятия. Что это значит? Чтобы лучше понять суть указанного свойства, сравним переживания, которые у нас возникают, когда мы представляем и воспринимаем что-либо. Так, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление — это образ, возникший в сознании, а не реальный лес, ибо в данный момент мы находимся в комнате, далеко от леса. Но когда мы воспринимаем лес, т. е. действительно видим его деревья, кусты, пни, ощущаем запах трав и слышим пение птиц, наше сознание целиком переключается на предметное содержание восприятия, и мы не замечаем субъективности образа. Образ предмета как бы сливается с самим предметом, «объективируется».
Предметность восприятия играет существенную роль в психическом развитии ребенка: дитя в определенный период своей жизни как бы «открывает» существование вещей, ребенок начинает осознавать, что источник удовлетворения его потребностей находится вне его. Это «открытие» предметности мира вызывает у ребенка стремление практически овладеть необходимыми ему вещами: он тянется к ним, достает, рассматривает их, манипулирует ими. Вместе с тем предметность восприятия и действия ребенка, связанные с практическим овладением вещами, обеспечивают контроль точности и полноты восприятия: в случае ошибок или неполноты восприятия предмета ребенок производит ряд приспособительных действий, новых исследовательских проб. Учитывая предметность восприятия и закономерности формирования этого его свойства, психолог А. П. Усова совместно с сотрудниками разработала систему сенсорного воспитания детей (воспитания у них зрения, слуха, осязания и пр.). В этой системе основное внимание уделено не упражнениям органов чувств вне действий (как это в начале века было предложено М. Монтессори), а восприятию различного рода предметов в процессе осмысленной деятельности с ними.
Восприятие предмета и цвета взрослым человеком и детьми
В играх, рисовании, лепке, конструировании и других видах деятельности детей, свойства вещей (цвет, шероховатость, мягкость, вязкость, звучание и пр.) с самого начала выступают перед детьми в их предметном значении и быстрее, естественнее усваиваются ими. . Целостность восприятия Наши восприятия — целостные образы предметов и явлений действительности. Целостность образов прежде всего зависит от целостности и пространственной обособленности самих предметов окружающего нас мира. Каждый предмет (вещь, животный или растительный организм и пр.) имеет свою форму, величину, вес, цвет, занимает определенное место в пространстве. В восприятии детей и взрослых отражено то. что есть во внешнем мире.
Восприятие и ощущение взрослого человека и ребенка в психологии
Но целостность восприятий не является врожденным свойством, как думают некоторые психологи. Представители одного из направлений психологии, именуемого гештальт-психологией, утверждают, что целостность присуща восприятиям самим по себе, вне их отношения к предметному миру, что она якобы изначально дана человеку и не зависит от его практического опыта. Это утверждение ложное. Оно необходимо для того, чтобы оторвать восприятия от ощущений и вместе с тем и от материального мира, отражением которого являются все психические процессы. Многочисленные эксперименты советских ученых (Л. И. Котлярова, 1948, Б. Г. Ананьев, 1959, и др.) доказывают, что целостность образа предмета возникает постепенно. Чтобы получить правильный образ предмета, мы исследуем его: рассматриваем, ощупываем, производим с ним другие действия. Выделенные таким образом части, свойства, особенности предмета осмысливаем, называем, пытаемся понять их значение для целого. Исследующие движения рук и глаз особенно многочисленны в начале ознакомления с объектом. При повторном восприятии «поисковых» движений становится все меньше и меньше. Образовавшиеся в сознании связи между частями или свойствами предмета позволяют нам впоследствии сразу узнать его по двум-трем наиболее характерным признакам. Например, дерево — по общему контуру ствола и кроны, летящий самолет — по своеобразному шуму. Так создается впечатление целостности, «зеркальности» образа, в то время как образ стал таковым лишь в результате свернутости процесса восприятия. Сказанное подтверждается данными клиники.
Зрительное восприятие предметов
Когда слепорожденным взрослым людям возвращают зрение, они сразу после операции не воспринимают величиные, формы и объемности предметов, хотя видят (ощущают) свет, отражаемый этими предметами. Чтобы воспринимать указанные особенности предмета, оперированный больной должен сначала несколько раз ощупать его. В результате этих действий у него образуются ассоциации (связи) между осязательными, зрительными и двигательными (от движений глаз) ощущениями. И только после укрепления этих связей зрительное восприятие величины, формы и объемности предмета станет отчетливым, целостным. Такие же ассоциации осязательных, зрительных и двигательных ощущений необходимы и младенцу для того, чтобы видеть предметы как нечто объемное и обособленное. На это в свое время указывал И. М. Сеченов. Исследования ученых (А. В. Запорожец, 1960, В. П. Зинченко, 1958) показали, что зрительное восприятие у ребенка сначала имеет развернутую форму — «ощупывание» предмета рукой и глазами и лишь потом -сокращенную, свернутую форму. Формирование целостного образа предмета— это всегда сложный аналитико-синтетический процесс. Чем больше анализаторов принимает в нем участие, тем полнее, богаче будет образ. При включении восприятия у взрослого или ребенка в какую-либо деятельность — игровую, учебную, трудовую, изобразительную— активность человека повышается, и образ предмета становится более точным (адекватным).
Формирование чувственного образа предмета обязательно опирается на имеющиеся у человека знания и практический опыт В этом убеждает восприятие изображений с незавершенными контурами. По незаконченному рисунку (рис. 12) можно узнать пограничника с собакой, но лишь в том случае, если человек имеет представление об их внешнем виде. Чтобы вызвать эти представления у взрослого, достаточно дать название картине («Пограничник с собакой»). Ребенку 3— 4 лет восприятие такого рисунка недоступно: он будет видеть отдельные пятна и штрихи, но не заметит целого. Из сказанного о формировании целостных образов вовсе не следует, что до целостного восприятия какого-либо объекта человек каждый раз должен тщательно исследовать его (осмотреть, ощупать и пр.). Образовавшиеся в опыте человека ассоциации (связи) не исчезают, а составляют основу для восприятия нового. Если человек научился бегло читать, ему нет надобности при чтении нового текста перебирать каждое слово по буквам. Читая, он «схватывает» слова и даже короткие фразы в целом, выделяя лишь несколько опорных элементов, которых вполне достаточно для актуализации образованных ранее и упроченных нервных связей (ассоциаций). Однако, имея навык беглого чтения, человек может в любой момент прочесть слово по буквам и слогам, как это делает корректор в типографии или учитель языка при проверке письменных работ учащихся. Это лишний раз говорит об аналитико-синтетнче-ской основе формирования целостного образа.
Р и с. 12. Незаконченный рисунок. Что нарисовано? В восприятии иногда синтез преобладает над анализом, и это может вызвать ошибки восприятия. Источником ошибок восприятия может быть его кратковременность. При быстром движении легковой машины мы затрудняемся сказать «москвич» это или «Волга», ибо не успели разглядеть характерные признаки ее контура. При беглом чтении ученик вместо слова «самообман» произносит слово «самосвал», а вместо слова «поправшие» — более знакомое слово «пропавшие». Ошибки нередки при непроизвольном восприятии, когда отсутствует установка на выделение не только деталей объекта, но и самого объекта из окружающей обстановки. Ошибки возникают и в тех случаях, когда целостный образ предмета формируется преимущественно на основе одного-двух признаков, обративших почему-либо на себя внимание. Учащиеся начальных классов часто путают грача с вороной, кролика с зайцем, пихту с сосной, ячмень с пшеницей и т. п. по той причине, что у грача и вороны одинаковый клюв, у пихты и сосны сходные иглы, у ячменя и пшеницы имеются «усики». Рассматривание каждого из этих объектов в отдельности (анализ) и особенно сравнительное их изучение (сравнительный анализ) освободит ученика от ошибок. Наличие иллюзий восприятия человека доказывает существование неосознанной готовности к восприятию объектов внешнего мира и определенным действиям с ними, т. е установки. Что именно будет преобладать в восприятии — анализ или синтез, зависит как от субъективных, так и от объективных причин. Человеку, умеющему бегло читать, трудно воспринять слово или фразу, если буквы и слова будут изображены разным цветом, иметь разную величину, наклон, «украшающие» их завитушки. В этих случаях в нашем восприятии целое распадается на части и нам приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы вновь сформировать его.
В школе нередко можно наблюдать, как ученики, самостоятельно оформляя стенные газеты, плакаты, календари природы и пр., поступают именно указанным способом. Восприятие таких изображений слов на языке кибернетики называется восприятием «с избыточной информацией», мешающей выделить главное в речевом коде.
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
|