Скоро всё будет хорошо!

Процесс избирательности и восприятия предметов человеком

Рубрика : Восприятие

процесс избирательности и восприятия предметов человекомВосприятие человека и животных — это не пассивное отражение внешних воздействий, а активный избирательный процесс. Из множества предметов и явлений, воздействующих на нас, мы в каждый момент в зависимости от ряда условий останавливаем свое внимание лишь на определенном объекте.Физиологически избирательность восприятия объясняется процессами мозгового анализа разного уровня и сложности.

Выделение объекта восприятия из множества других объектов окружающего мира зависит как от объективных, так и от субъективных условий.

Одним из объективных условий избирательности восприятия является внезапное возникновение или исчезновение объекта восприятия, например неожиданный выстрел, вспышка молнии, шумная проделка ученика на уроке, резкое потемнение, прекращение движения маятника стенных часов и пр. Сюда же можно отнести движение предмета или его частей на фоне неподвижных предметов или частей, изменение ритма и темпа движения. В этих случаях возникает ориентировочный рефлекс на изменение объекта или обстановки.

Но мы избирательно воспринимаем предметы и тогда, когда с ними не происходит явных изменений. Мы невольно замечаем чернильное пятно на белой скатерти, высокую башню среди низких строений, громкий голос в тишине. В этих случаях объективной причиной избирательности восприятия будет контраст цвета, величины, звучания и других признаков воспринимаемых объектов по отношению к цвету, величине и звучанию окружающих предметов, составляющих как бы фон восприятия. Физиологически многообразные явления контраста объясняются взаимной индукцией процессов возбуждения и торможения в коре полушарий (И. П. Павлов).

  • К объективным условиям выделения объектов в восприятии человека относятся также указания других людей.

Учитель на уроке, мастер в цеху, экскурсовод в музее или на улицах города, любой другой человек могут посредством слова направить внимание людей, к которым они обращаются, на нужный предмет, его часть, свойство, действие. Физиологически это означает, что процесс коркового анализа осуществляется в данном случае при регулирующем воздействии второсигнальных связей.

Избирательность восприятия зависит и от субъективных условий.

Их несколько. Прежде всего она зависит от степени предварительного знакомства человека с объектом. Хорошо знакомые объекты легко выделить среди незнакомых. Например, знакомые слова «Москва», «Волга», «Путин» мы сразу заметим в потоке иностранной речи. Физиологически это означает суммацию наличного и следового возбуждений.

Избирательность восприятия зависит также от характера деятельности человека. Токарь, перед тем как выточить деталь на станке, обязательно обратит внимание на материал, величину и форму детали (по чертежу или образцу); а во время вытачивания — на соответствие того, что выходит из-под резца, требованиям образца; художник, рисуя тог же предмет, обратит внимание на соотношение в нем целого и частей, на общий вид предмета в определенном положении на определенном фоне, на распределение светотеней, на выраженность контуров; ребенок, играя с этим предметом, выделит в нем только те особенности, которые могут быть использованы в игре: он посмотрит, нет ли отверстия, чтоб продеть веревочку или проволоку, попробует можно ли этот предмет возить, катать, класть в тележку. Итак, в зависимости от характера деятельности (в нашем примере — трудовой, изобразительной и игровой) в одном и том же объекте восприятия человек выделяет разные признаки.

Но и при одной и той же деятельности, например учебной, перед человеком могут стоять разные задачи, что скажется на избирательности восприятия. Учитель на уроке показывает учащимся несколько растений. В одном случае он ставит перед детьми задачу сравнить растения между собой по форме, величине, цвету и запаху, в другом — тщательно рассмотреть и описать части одного растения, в третьем (на пришкольном участке)—прополоть те же растения от сорняков. Разное содержание задач определит направление выбора, анализа в восприятии учащихся.

  • На избирательность восприятия влияет весь склад личности человека, его потребности, интересы, склонности, чувства и другие устойчивые проявления его личности.

Льновод, рассматривая витрину книжного магазина, сразу заметит новую книгу о выращивании любимой им культуры, а врач или штукатур только скользнут по ней взглядом, разыскивая более интересные для себя новинки. Учитель физики, творчески относящийся к своей работе, всюду заметит новый и интересный для учащихся материал по физике — в природе, на производстве, в техническом журнале, в сообщениях по радио, в научных кинофильмах.

Процесс восприятия зависит и от психического состояния человека в данный момент.

Человек может быть бодр или утомлен, умственно активен или пассивен, спокоен, радостно или тревожно возбужден, опечален, испуган, разгневан. Это скажется на его восприятиях: из многих воздействий социальной и природной среды он невольно выделит воздействия, соответствующие и резко противоречащие своему состоянию.

Каждый человек имеет свой жизненный опыт — возрастной, житейский, профессиональный. Богатство и направленность знаний, умений. привычек влияют на восприятие окружающего мира. Чем более знаком человек с объектом своего восприятия, тем больше сторон, признаков, изменений он в нем заметит.

При обучении детей важно так организовать их восприятие, чтобы учащиеся могли легко выделять существенные признаки предметов и явлений, независимо от того, привлекают они к себе их внимание или не привлекают. К условиям, благоприятствующим указанной задаче, относятся:

  1.  достаточная отчетливость восприятия предмета: близкое расстояние до предмета, его освещенность, контрастность фона, на котором он находится, отсутствие -отвлекающих объектов в поле восприятия;
  2.  умственная и практическая активность учащихся в процессе восприятия: установка на поиски существенных признаков объекта, сравнение объекта восприятия с другими объектами, разнообразие практических действий с ним (ощупывание, членение на части, зарисовки и пр.);
  3.  словесные указания учителя, направляющие процесс восприятия в нужную сторону;
  4.  применение специальных приемов выделения замаскированных существенных признаков («слабых» компонентов комплекса) : упрощенный показ явления или предмета, при котором умышленно опускаются детали, прием варьирования скрытых существенных признаков при постоянстве несущественных (но «сильных»), прием варьирования несущественных признаков при постоянстве существенных и др.

В одном экспериментальном исследовании (М. В. Зверева, 1958) обнаружена любопытная закономерность, которую полезно учесть в педагогической практике. Если свойство предмета познается посредством только одного анализатора (цвет — зрительного, звуки — слухового, тяжесть — мышечно-суставного , то и выделять его лучше посредством одного анализатора, чем при совместном действии нескольких анализаторов. Это означает, что для выделения цвета достаточно видеть предмет и совсем не обязательно брать его в руки. Для выделения тяжести лучше предмет воспринимать только посредством кинестезических ощущений, так как при комплексном осязательно-зрительном восприятии выделение тяжести затормаживается. Если же определенное свойство предмета познается при помощи нескольких анализаторов, то комплексное восприятие полезнее. Форму, величину, структуру поверхности тела мы познаем при помощи зрения и осязания. Следовательно, выделение каждого из этих свойств объекта легче осуществляется посредством зрительно-осязательных восприятий.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Восприятие

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Это интересно
Загрузка...
Последние записи