загрузка...

Язык и речь. Речевая деятельность.

Рубрика : Развитие речи

 Понятие о речи и языке

Язык и речь. Речевая деятельность.Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое общение — важнейшая потребность человека, отличающая его от животного.

Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык —это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний.

Речевая деятельность

Речевая деятельность — это процесс общения людей посредством языка. Речь — это язык на службе у конкретного человека. Таким образом язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления -общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мыслями с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. «Язык как продукт отдельного человека — бессмыслица» (Маркс). Он всегда — продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка.

Русский язык развитие речи

Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения познавательного, трудового, революционного опыта многих поколений. Новорожденный застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие его люди. В процессе развития ребенок овладевает языком, пользуется им при речевом общении и усваивает с его помощью знания и умения.

Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К таким «мертвым» языкам относится латынь, древнегреческий, древнеславянский, древнееврейский и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве.

Нарушение речи человека

Нарушение речи человека речевой деятельности

Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено. Речь тесно связана с мышлением. «Язык есть непосредственная действительность мысли»,— писал К- Маркс. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он и думает словами. Неразрывная связь речи и мышления проявляется в значении слова. Каждое слово относится к определенному предмету и называет его.

Называя предметы, слово как бы заменяет их и тем самым создает условия для специальных действий или операций над предметами в их отсутствие, т. е. над их заместителями, или знаками. Однако слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах определенные признаки, по которым и осуществляется процесс обобщения предметов. Таким образом обобщающее логическое мышление невозможно без речи.

Человеческое мышление с вовсе исключенной речью невозможно. С другой стороны, мышление — это не «чистая словесность, слово в нем всегда имеет предметную отнесенность» (Б. Ф. Баев).
Таким образом, мышление и речь — не одно и то же. Несмотря на органическую связь, сну различны. Одну и ту же мысль можно выразить разными словами родного языка и на разных языках.

С другой стороны, существуют слова и выражения, имеющие несколько значений. Если бы речь и мышление были тождественны, этого не наблюдалось бы. Поэтому ложны как те учения буржуазных психологов, согласно которым мышление протекает независимо от речи (психологи вюрцбургской школы), так и те, согласно которым мышление — это беззвучная речь (бихевиористы).

Речь выполняет несколько функций: коммуникативную, или функцию сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения.

Коммуникативная функция речи

Коммуникативная функция состоит в том, что с помощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. Коммуникативная функция речи непосредственно связана с сигнификативной: если слушатель не понимает обращенной к нему речи, сообщение бессмысленно, оно не несет в себе никакой информации, оно перестает быть для данной личности сообщением.

Сигнификативная функция речи

Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение. Называя словом конкретный предмет (эту ель), мы одновременно обозначаем и класс предметов, к которому относится названный объект мысли (ель вообще, дерево вообще). Это происходит потому, что каждое слово обобщает. Значение слова, точно так же, как и морфологический состав его, обусловлены историей развития языка. Изменения значений слов и грамматических форм речи зависит от ряда исторических условий развития общества.

Функция выражения речи

Функция выражения проявляется в том, что говорящий, сообщая что-либо другим людям, выражает посредством интонаций голоса -убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств — свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, некоторой разобщенностью звуков, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, радость улавливаются слушателями по быстрому темпу речи, большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде. Выразительность речи непроизвольна, хотя и может быть преднамеренной, управляемой.

Функция побуждения речи

Функция побуждения выражается в том, что с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонаций говорящий побуждает людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение — все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей.
Речь, кроме этого, воздействует и на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть.

Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия слов зависят от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни.

Речью обладают тольки люди.

Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Тем более они не могут передать, от чего зависит то или иное явление, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют животным выражать свое состояние и сигнализировать близость пищи или опасности, но не юлее. Голосовые реакции животных не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.

Речь сформировалась в труде. Она возникла из острой потребности людей согласовывать трудовые действия, а позже — из потребности обмениваться мыслями и хранить познавательный опыт для новых поколений.

С развитием речи совершенствовался и речевой аппарат

С развитием речи совершенствовался и речевой аппаратЕдинство трудовых действий порождало и единую для всех членов трудового коллектива звуковую систему, с помощью которой первобытные люди обозначали орудия труда, свои действия, явления природы. Вместе с развитием речи совершенствовался и речевой аппарат: округлялась нижняя челюсть, изменялась форма гортани, язык становился более подвижным, увеличивалась полость рта, появилось речевое дыхание и управление глоточной трубкой (Н. И. Жинкин).

Вначале человек обозначал речевыми звуками лишь то, что достигалось его чувственным опытом. В речи не было слов для обозначения широких обобщений, отвлеченных понятий, ибо человек еще не мог обобщать так, как это он делал позже. Однако с усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, действия, свойства предметов.

Это породило первые обобщения и отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и познания окружающего мира понятия обогащались содержанием и взаимными связями. Появление грамматических форм и категорий — высокая стадия развития речи в единстве с мышлением.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Развитие речи

загрузка...
Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

реклама

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Последние записи