Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звуков.

Рубрика : Развитие речи

Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звуков.Физиологические механизмы речи сложны. В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга — двигательный, слуховой, зрительный. Взаимная связь их меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показали, что при любом виде речи происходит явная или скрытая работа речевого аппарата, что говорит о рефлекторной природе речи.

Деятельность речевого аппарата представляет собой слаженную работу трех составных его систем: дыхательной (легкие, бронхи, дыхательное горло и мышцы, приводящие в движение легкие), голосовой (гортань как продолжение дыхательного горла), артикуляционной (глотка, носоглотка, полость рта, полость носа, язык, губы, зубы, нёбо). Каждая из этих систем выполняет определенные функции в образовании звуков.

Мышечная деятельность голосовой системы обусловливается нервными импульсами, идущими от коры головного мозга и обратно по эфферентным и афферентным нервам, которые связывают голосовую систему с корой мозга. Голосовые связки гортани являются рецепторами речедвигательного анализатора.

Физиологические основы речи

Физиологические основы речи

Речевая деятельность человека имеет условнорефлекторную природу. Физиологически речь означает образование и функционирование второсигнальных условных рефлексов. Слово как раздражитель особого рода выступает при этом в трех формах: как слышимое, видимое (написанное) и произносимое. Движение речевого аппарата, как уже сказано, наблюдается во всех трех случаях.

Звуковым элементом слова является фонема—специфический речевой звук, обладающий смыслоразличительной функцией. Если сравнить слова «мул», «мыл», «мол», «мал», то можно заметить, что речевые звуки (фонемы) у, ы, о, а—не только различны по качеству (звучат по-разному), но и меняют смысл слов, в состав которых они входят. Фонемы д, т, п также меняют смысл соответствующих слов «день», «тень», «пень».

Формирование фонем достигается деятельностью артикуляционного аппарата, в частности резонаторов (рот, глотка, полость носа). В резонаторах звук усиливается или ослабляется, часть обертонов заглушается, другая часть выделяется сильнее. После такой обработки звуков образуются фонемы и форманты — разновидности фонем.

Гласные звуки образуются в результате беспрепятственного прохождения звуковой волны через всю полость рта. Согласные звуки образуются в случае преград, создаваемых языком, зубами, мягким и твердым нёбом; так мы получаем губные, зубные, гортанные, шипящие, свистящие и другие согласные звуки. Носовые звуки м и « образуются в связи с деятельностью носового резонатора вместе со всей артикуляционной системой. Наиболее подвижным элементом артикуляционной системы является язык, принимающий участие в образовании почти всех фонем.

Звуки нашей речи

Звуки, сливаясь, образуют слоги и слова. Соединения слов в предложения, а предложений — в более сложные комплексы образуют речевой поток. Слова и предложения объединяются, согласно правилам грамматики. Вне деятельности коры головного мозга речевой процесс невозможен.

Речь несет информацию коре головного мозга, но эта информация не локализуется в мозговом конце одного какого-либо анализатора. Она вызывает нервные процессы и в других анализаторах. Деятельность второй сигнальной системы всегда означает согласованную работу слухо-речевого, зрительно-речевого и речедвигательного анализаторов.

Повреждение мозговой части зрительно-речевого анализатора ведет к утрате восприятия письменных знаков при чтении и письме. Человек видит буквы, но не узнает их и не может читать (алексия); он не может и писать, так как распадается графический образ буквы (аграфия). Больной не в состоянии соотнести в единое целое элементы буквы и правильно разместить их на плоскости бумаги.

Повреждение речедвигательного анализатора ведет к так называемой моторной афазии, в результате которой человек теряет способность произносить слова, что в свою очередь затормаживает и письмо, потому что во время письма мы произносим «про себя» звуки, обозначаемые буквами. Повреждение рече-слухового анализатора приводит к сенсорной афазии, которая выражается в утрате способности различать звуки речи, (знавать услышанное слово.

Больной слышит слова, но не понимает их смыла. Сенсорная афазия в свою очередь разрушает навык письма, аким образом, повреждение любого из речевых анализаторов ведет нарушению письменной речи (исследование А. Р. Лурия).

Расстройство речи

Расстройство речи

Более того, доказано, что расстройство речи может наступить и при нарушении внеречевых участков мозга. Человек слышит слово и одновременно представляет зрительно предмет, о котором идет речь. Слово как раздражитель вызывает возбуждение в рече-слуховой части слухового анализатора и в неречевой (первосигнальной) части зрительного анализатора.

Между слуховым образом слова и зрительным образом предмета образовалась связь, так что в дальнейшем произнесенное слово вызывает возбуждение в зрительной области. Вторая сигнальная система взаимодействует с первой сигнальной системой. Если больной не в состоянии представить предмет, обозначаемый словом, он не понимает слова.

В речевой деятельности возможны ошибки, которые говорящий человек в состоянии исправить, если осознает их. Контроль за речевой деятельностью осуществляется двумя видами обратной связи — слуховой и кинестезической (Н. И. Жинкин).

По слуховому каналу человек улавливает (замечает) речевую ошибку. Как только ошибка осознана, кора мозга посылает поток дополнительных импульсов артикуляционной системе и, изменяя положение языка, губ, нёба и пр., добивается правильного произношения. Правильное произношение, так же как и неправильное, регулируется корой головного мозга посредством обратных связей.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Развитие речи

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Последние записи