Руководитель – человек понимающий социальные процессы в коллективе. Деятельность и компетентность руководителя

Рубрика : Возникновение и развитие, психики и сознания человека

Руководитель -  человек понимающий социальные процессы в коллективе. Деятельность и компетентность руководителяПонимание как ключевой компонент в социально-перцептивной компетентности руководителя

Появление новых форм и методов управления в России обусловлено происходящими изменениями общественно-политической ситуации в стране.

Осуществление эффективного руководства людьми и ресурсами требует от современного руководителя постоянного совершенствования профессионального мастерства, которое может быть обеспечено как через комплексную систему подготовки и переподготовки кадров, так и через постоянное самосовершенствование личности профессионала.

По своему характеру любая управленческая деятельность — совместная, во-первых, во-вторых, предполагает особую субъективную позицию в системе отношении с людьми, ставящую перед ним специфические задачи и предъявляющую определенные требования. Поэтому профессионализм личности руководителя включает в себя, помимо специальных профессиональных знаний, умений и навыков, высокую эрудированность в социально-перцептивной компетентности, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку человека человеком. Понимание руководителем коллеги, вышестоящего руководителя, подчиненного, подчиненным руководителя — все это «понимание» является важным компонентом социально-перцептивной компетентности в управлении, обеспечивающей достижение необходимых результатов в профессиональной деятельности.

Умение руководителей понимать себя и окружающих людей тесно связано с необходимостью активизировать и организовывать деятельность людей

Поэтому с потребностью в постоянном профессиональном росте и самосовершенствовании, прежде всего в плане преодоления негативных стереотипов и установок, развития умений анализировать и конструктивно решать управленческие задачи и возникающие конфликты, прогнозировать

характер взаимодействия подчиненных и учитывать их индивидуально-психологические характеристики при организации коллективной деятельности. Поэтому мы будем рассматривать социально-перцептивную компетентность в деятельности руководителя как сложное образование, которое включает в себя мотивационно-целевой, когнитивный, эмоциональный, оценочный компоненты. Структура социально-перцептивной компетентности руководителя охватывает общие, специфические и единичные характеристики данного феномена. Все они во взаимосвязи отражают готовность и подготовленность руководителя к общению в профессиональной деятельности (см. рис. ).

структурная модель компетентности госслужащих

Изучение различных аспектов компетентности через ее потенциальную, процессуальную и результирующую составляющие позволило определить среди них ключевую роль социально-перцептивной компетентности. Здесь мы получили принципиальные данные, которые раскрывают ее сущностные признаки, позволяющие нам утверждать, что социально-перцептивная компетентность руководителя может быть выражена как полнота и глубина восприятия, понимания и оценки себя как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности, а также социальных субъектов в деятельности и общении, проявляющиеся через эмоционально-чувственное, интеллектуальное и социальное взаимодействие, которые основаны на жизненном опыте и творчестве.

В этом определении имплицитно представлена такая необходимая, на наш взгляд, составляющая компетентности, как способность эффективно взаимодействовать при понимании и адекватной оценке субъекта взаимодействия, готовность к изменениям в окружающей социальной среде.

Следовательно, можно определить социально-перцептивную компетентность, как определенный уровень способностей и подготовленности руководителя к участию в социально-перцептивном процессе. В данном случае мы будем рассматривать сформированность понимания и оценки руководителем себя и других в профессиональной деятельности и общении. Основной особенностью процессов понимания и оценки, лежащих в основе социально-перцептивной компетентности, является то, что объектом их познания всегда являются внешне наблюдаемые характеристики и состояния людей. В перцептивном образе воплощаются не только конкретные чувственно воспринимаемые особенности объекта, но и его обобщенные свойства. Эксперименты показали, что, чем старше человек, тем больше он стремится к обобщению воспринимаемого, тем больше у него появляется понимание воспринимаемого.

Процесс познания окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, переходя затем к мышлению. Будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает в себя акт понимания, осмысления. При наблюдении за другим человеком восприятие и понимание объединяются в единый процесс умственной деятельности, который включает в себя формирование представлений о другом человеке о его образе мыслей, его оценку.

Проведенные исследования под руководством А. А. Бодалева в области межличностного познания, направленные на выявление отличий в характере понятий о другом человеке, которые формируются у людей в зависимости от пола, возраста, профессии, показали, что процесс целенаправленного восприятия другого человека, других людей предполагает осмысление сущности «увиденного», которое зависит от объема имеющихся у человека знаний о наблюдаемых процессах и явлениях, связанных с объектами, от профессионального и жизненного опыта, от отношения познающего субъекта к познаваемому и т. д.

Эксперименты свидетельствуют, что взаимопонимание, к которому стремятся люди, невозможно достигнуть без способности и умения индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, ощущениях и состояниях, возникающих в общении, на их актуализации

Рассматривая социально-перцептивную компетентность руководителя как представленность в его сознании знаний, опыта самопознания и познания личностных черт, особенности поведения, эмоционального состояния объекта перцепции, а также способность особым образом структурировать эти знания, адекватно понимать, мы выделяем в качестве основных элементов содержательно-структурной характеристики и динамики их развития следующие стороны социально-перцептивной компетентности:

  1. Потенциальную сторону восприятия, понимания и оценивания руководителя.
  2. Процессуальную характеристику структурных компонентов или динамику проявления восприятия, понимания и оценивания.
  3. Результирующую характеристику социально-перцептивной компетентности руководителя.

Представляется значимой потенциальной стороной продуктивности восприятия и понимания рецепторная чувствительности. К ней относятся в первую очередь зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная способности человека. В зависимости от их остроты познание другого человека и себя может быть более или менее эффективным. Психическими механизмами потенциальной и процессуальной сторон социального познания других людей являются такие феномены, как идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация, децентрация.

Суть эмпатии заключается в сохранении собственной позиции в процессе сопереживания. Если же переживания субъектов тождественны, то происходит процесс их идентификации.

Идентификация — это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека, приводя к усвоению его личностных смыслов. Этот вид идентификации позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает соответствующее поведение.

Идентификация может возникнуть только вследствие длительного наблюдения партнеров друг за другом в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия. В процессе межличностного общения происходит постоянное соотнесение различных характеристик участников общения. Результаты таких соотнесений, которые происходят чаще всего со значимыми людьми, и есть идентификация.

Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская считают, что в основе феномена идентификации лежит процесс межличностной перцепции, который заключается в том, что субъект идентификации сличает свои эталонные качества с ценными для него качествами (характеристиками) значимого другого. Если эти характеристики значимого другого входят в эталонный ряд человеческих качеств субъекта идентификации, но в реальной жизни развиты у него слабо или вовсе отсутствуют , и он хотел бы развивать их у себя в будущем — в таком случае вполне вероятна идентификация со значимым другим по каким-то поведенческим или личностным параметрам.

Рассматривая проблему основных источников развития и коррекции восприятия и понимание себя и других в контексте общения в процессе профессиональной деятельности руководителя целесообразно выделить пять основных источников следующего характера:

  •  Восприятие себя через соотнесение (идентификацию, различение) себя с другими. Процесс дает возможность в случае установления идентичности в каких-то отношениях использовать другого в качестве некоторой модели самого себя, модели, удобной для анализа и наблюдения в силу ее внешней заданности, объективированности и самоэксплициируемости.
  • Восприятие себя через восприятие себя другими. Особенность источника развития представления о самом себе проявляется, по Л. С. Выготскому, в том, что личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Существенно значимым в характеристике этого источника самовосприятия является, как считает Л. А. Петровская, поддержание межличностной обратной связи.
  • Восприятие себя через результаты собственной деятельности. Этот источник развития самовосприятия акцентируется в работах Л. И. Божо-вич, А. И. Липкиной.
  • Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Самонаблюдение складывается в ходе психического развития человека, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному.
  • Непосредственное восприятие собственного внешнего облика. Исследование указанного источника самовосприяти& представлено, в частности, в ряде эмпирических работ, выполненных А. А. Бодалевым и его последователями.

Мы относим «восприятие», равно как и «понимание», к конкретной ситуации общения, к социальной перцепции, а «познание» — к более глубоким социально-психологическим проблемам изучения человека человеком. Познание позволяет сформировать представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и со стороны субъекта восприятия и понять другую информацию о человеке. Восприятие отличается более широкой избирательностью, которая основывается на прошлом опыте познающего, значимости его целей, ожиданиях, намерениях и др.

Другой важной характеристикой потенциальной и процессуальной сторон восприятия и понимания в компетентном общении и деятельности является наблюдательность. Исследования показывают, что люди отличаются друг от друга по умению быть наблюдательными по отношению к окружающим нас людям, по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и делать заключение об истинном характере изменений в их настроении, замечать мало замеченные большинством из нас особенности их поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности.

Динамичными характеристиками проявления процесса социального познания являются не только процессуальная сторона, но и взаимодополнение и взаимозависимость вербальных и невербальных средств коммуникации.

Результирующей стороной познания выступает, с одной стороны, оптимальность процесса восприятия и понимания, а с другой — соответствие воспринятого объекта социально-перцептивному эталону. Одним из результатов познания должно стать определение руководителем реального психологического состояния у себя и другого по общению.

Следовательно, важнейшей сущностной характеристикой, по нашему мнению, выступает способность руководителем системного отражения социальных субъектов, что и является его компетентным познанием в деятельности и общении.

Потенциальной стороной понимания является интеллектуальная составляющая, способность перевести чувственное в рациональное, компетентность в понимании себя и другого в общении.

Руководителю важно учитывать необходимость осмысления своего восприятия человека, что является условием познания и общения.

человек | руководитель | понимание | процесс | восприятие | социальный	| деятельность | общение | компетентность | способностьМышление здесь представляет собой деятельность, в ходе которой руководитель, взаимодействуя с субъектом-объектом, выявляет некоторые неизвестные ранее стороны, свойства последнего, получает новое знание о нем. Основная функция мышления человека — получить новое знание о субъекте общения. Понимание как один из компонентов мышления связано в этом случае не столько с процедурами получения нового знания, сколько с процедурами его интерпретации, наделения знания соответствующим смыслом. Интерпретация является важной психологической составляющей понимания, таким процессом соотнесения отраженного в знании объекта понимания со структурой личностного знания, в результате которого объект приобретает операциональный смысл для понимающего субъекта.

Одним словом, знания о субъектах общения являются психологическими предпосылками и основанием формирования их понимания руководителем и поэтому важным условием в его продуктивной управленческой деятельности.

В ситуациях, в которых нужно что-либо понять, у руководителей возникают, по меньшей мере, три различающиеся по психологическим механизмам формы понимания. То, какая форма понимания возникает у руководителя, зависит от типа конкретной ситуации и характера осуществления в нем мыслительной деятельности. Иными словами, в какие обстоятельства социальной реальности, требующие понимания, попадает руководитель и какую задачу он решает в этих обстоятельствах. При решении задачи на распознавание возникает понимание-узнавание, при решении задачи на доказательство — понимание-гипотиза, решая задачу на конструирование, руководитель достигает понимания-объединения. Здесь можно выделить две основные группы факторов.

Межличностное понимание людей формируется в различных ситуациях в течение продолжительного отрезка времени. Межличностное понимание руководителем партнеров по общению — это понимание целей, мыслей, личностных черт партнеров, а также прослеживание мотивов поступков и объяснение их ценностных представлений. В отличие от межличностного понимания взаимопонимание предметно обусловлено и имеет выраженный ситуативный характер. В межличностном понимании наиболее представлены субъект-субъектные компоненты взаимодействия руководителей, а объектная составляющая общения оказывается, как бы отодвинутой на задний план, невидимый при поверхностном анализе. О взаимопонимании целесообразно говорить применительно к ситуации явно выраженного субъект-объект-субъектного взаимодействия. Взаимное понимание или непонимание людей в общении обычно возникает по конкретным вопросам.

Не менее важно для руководителя понимание того, как соответствие духовного склада личности (способностей, темперамента, характера) соответствует ролевому набору личности. В социальной психологии выделяют понимание, принятие, исполнение и ожидание ролей. Е. С. Кузьмин отмечает: «Когда человек свою деятельность считает смыслом своей жизни и неразрывно с нею связан, наблюдается органическая связь человека с ролью…»  и роль, таким образом, становится интернализованной, то есть это внутренне определенное индивидом свое социальное положение и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям. А. Г. Асмолов полагает, что надо отказаться от привнесения вьтермин «социальная роль» негативного нормативно-оценочного оттенка, приводящего к оппозиции между ролью и личностью, обществом и личностью. «Социальная роль есть единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адекватное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы «личность-в-группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Она начинает функционировать либо в форме социальных операционных установок, далёких от основных целей личности, её мотивов, и определять социально-типическое приспособительное поведение личности, либо социальная роль приобретает личностный смысл, и тогда она, выступая в форме смысловых установок, начинает детерминировать направленность поведения личности в целом» .

Исследования, проведенные среди руководителей, показывают, что если они правильно оценивают определенную категорию людей, то столь же объективно оценивают и представителей иных категорий. Получены вместе с тем и другие данные, которые свидетельствуют о том, что способность правильно оценивать людей является свойством человека, проявляющимся по отношению к определенной категории лиц, с которыми «оценщику» приходилось ранее общаться. Установлено, также, что руководитель правильно оценивает, если у него есть способности и подготовленность к процессу социальной перцепции.

В числе других значимых характеристик оценивания многие исследователи выделяют: самооценивание, оценивание социальных субъектов, оценивание социальных связей и отношений. Отметим некоторые особенности этих сторон процесса оценивания социально-перцептивной компетентности.

А. В. Садкова рассматривает самооценивание как то, что постоянно делает каждый человек в процессе своей жизнедеятельности, в том числе и в процессе профессиональной деятельности, — это личностный механизм, с помощью которого человек «привязывает» свои достижения и промахи настоящее и будущее к определенной точке отсчета: к своим способностям индивидуально-психическим особенностям и к социальным нормам, тем самым направляя, регулируя свое развитие. Это самооценивание способствует углублению знаний руководителя о себе.

Существуют взаимосвязи между самопознанием и познанием другого человека (Г. Я. Розен). Теоретическое исследование проблемы взаимосвязи между самопознанием и познанием другого человека показало, что адекватность представления руководителя о себе положительно коррелирует с рядом других характеристик личности, прежде всего, умением понимать другого человека. Так, например, установлено, что руководители с адекватным представлением о себе обладают также положительной самооценкой, развитым чувством самоуважения и собственного достоинства, способностью к более полному самовыражению и развитой способностью к самоконтролю, уровнем притязаний, соответствующим их реальным возможностям. Одновременно повышается ответственность в отношениях с другими, к их оценке.

Хорошо адаптированные руководители менее склоны проектировать свои недостатки на других и потому способны более правильно судить о других людях, чем менее адаптированные. С другой стороны, люди, формирующие преимущественно положительные впечатления о других, дают также более положительное самоописание и обнаруживают способность к большей дифференциации при описании других людей. Различия в адаптированности проявляются в социальной перцепции прежде всего как различие в способности к самоанализу и самопознанию. Неадаптированные подавляют свои внутренние переживания и потому не в состоянии их дифференцировать, вследствие чего не умеют дифференцировать переживания и личностные характеристики других людей.

Всякое описание другого есть молчаливое сравнение другого с собой Непроизвольно сравнивая себя с объектом социальной перцепции, человек бессознательно руководствуется необходимостью в первую очередь защитить или укрепить свою собственную самооценку.

  • Оценивание — есть процесс сопоставления реального и эталонного.

Анализ исследований рефлексивных процессов показал, что существует прямая зависимость между самооценкой и оценкой другого. Чем выше уровень способностей к объективной оценке другого, тем более адекватна самооценка. Установлено, что последовательность в познании качеств другой личности, определяет последовательность познания ею собственного «Я».

В таких процессах, как самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого и т. д., проявляется присущее психике человека единство сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через субъективное отношение к ней. Познать человека — это значит вступить в отношения с ним Осознание включенности отношения к познаваемому в процессе его позна ния позволяет осуществить проникновение во внутренний мир другого человека, его переживания, то есть почувствовать другого.

Социально-перцептивная компетентность руководителя в ее развернутой, конкретной, продуктивной форме базируется не столько на его личностных особенностях, сколько на специфике его взаимодействия с подчиненными — взаимодействия, поглощающего как обстоятельства межличностного взаимодействия, так и возможности самой личности. Эта компетентность проявляется в восприятии и понимании руководителем своих подчиненных, в обращении и отношениях с окружающими, в глубине его психологического включения, как в предметную, так и в коммуникативную деятельность, в психологической атмосфере, характеризующей состояние его межличностных отношений в коллективе организации.

Таким образом, последовательную взаимосвязь компонентов социально-перцептивной компетентности, а именно полноты и глубины восприятия, понимания и оценки руководителем других людей и самого себя можно назвать показателями социально-перцептивного процесса, в котором потенциальные, процессуальные и результирующие стороны структурных компонентов так же последовательно взаимосвязаны. И особенности этого объективно формируемого и специально организуемого процесса приобретают важный смысл в подготовке руководителя и развитии отношений взаимодействия в любом действенном коллективе.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Возникновение и развитие, психики и сознания человека

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Последние записи