Скоро всё будет хорошо!

Анализ мыслей человека, мыслительные операции (процессы), суждение и умозаключение

Рубрика : Память

Анализ мыслей человека, мыслительные опрерации (процессы), суждение и умозаключение

  • Мыслительные процессы (операции)

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Добраться до сущности чего-либо, установить связь между фактами и идеями возможно лишь посредством определенных мыслительных процессов, которые при решении задач выступают в качестве мыслительных (логических) операций. Мыслительная операция (например, сравнение) — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

  • Мыслительные операции разнообразны.

Это—анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Так, чтобы составить план рассказа, ученик должен произвести анализ текста, выделить главные мысли автора, а затем обобщить их в связном плане. Если высказанная учеником мысль показалась учителю слишком общей, и он не уверен, понимает ли ребенок то, о чем говорит, учитель предлагает ученику пояснить мысль примерами, т. е. прибегнуть к конкретизации. Изучая фактический материал, человек часто использует сравнение, которое помогает ему открыть некоторые свойства предметов и явлений, которые без этой логической операции остались бы в тени.

Анализ и синтез.

анализ и синтез мыслей человекаАнализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез -две взаимосвязанные логические операции.

В практической и умственной деятельности человек имеет дело со сложными по строению и многообразию свойств и отношений предметами и явлениями жизни. Чтобы познать объект, а затем практически воздействовать на него, человеку необходимо сначала произвести более или менее тонкий анализ его структуры и связей с другими объектами. Анализ может быть практическим и умственным. В первом случае мыслительный процесс непосредственно включен в практическую (ручную) деятельность человека. Во втором случае он совершается только как умственная деятельность. Примерами практического анализа могут служить демонтаж (разборка) механизма, фильтрование, сортировка зерна перед посевом, определение химического состава почвы и т. п. Конечно, производя практический анализ чего-либо, человек думает, руководствуется определенным принципом в выделении частей целого. Анализ умственный не включен непосредственно в практическую деятельность, а представляет собой самостоятельный мыслительный процесс. Умственный анализ называют также теоретическим. При теоретическом анализе человек лишь воспринимает объект, или представляет его, или только думает о нем. Воспринимая картину художника, можно выделить в ней идею, своеобразие композиции, основные персонажи, особенности фона, художественные приемы в изображении характеров и общего настроения картины и т. п. При анализе исторического события, человек лишь представляет это событие и думает о нем; в этом случае анализ направлен на выделение основных этапов в ходе события, причин его и следствий.

Синтез, как и анализ, может быть как практическим (соединение частей велосипеда в одно целое), так и умственным. Умственный синтез также может осуществляться в процессе восприятия (Виды восприятия у человека) объекта, в представлении и отвлеченно (например, математическое синтезирование).

Обычно синтез является следствием анализа. Прежде чем объединить части или сочетать признаки, необходимо их выделить, знать. Невозможно, например, произвести сборку машины, не зная назначения ее деталей. Но анализ тоже предполагает некоторое знакомство с предметом в целом (синтетическое его восприятие, целостное представление). Учитель обычно предлагает ученику сначала осмотреть в целом какое-либо растение, выделить в нем самые общие признаки — величину, цвет, форму, а затем переходить к более детальному анализу объекта.

Из сказанного следует, что анализ и синтез могут быть разных уровней: поверхностный обзор объекта и грубый анализ его (например, выделение крупных частей), затем более тонкий анализ и синтезирование в пределах каждой части и т. д. В заключение опять мысль возвращается к целому. Но теперь синтетическое восприятие (Константность восприятия человека.Восприятие цвета объектов.) или осмысление объекта будет иным, чем в начале изучения его: теперь — это синтез, основанный на анализе. Воспринимая объект после многоступенчатого анализа и синтеза, человек увидит в нем то, чего раньше не в состоянии был заметить.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.

В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Нахождение сходства позволяет нам отнести сравниваемые объекты к одной группе объектов (например, живопись, скульптуру и графику — к видам изобразительного искусства), а нахождение различия позволяет глубже понять своеобразие каждого из них.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение более плодотворно, если у человека о каждом из сравниваемых объектов имеются некоторые знания. В результате сравнения знания обогатятся выявленными чертами сходства и различия. Учитель учит школьников составлять сравнительные характеристики литературных персонажей, географических зон и прочего только тогда, когда они уже овладели определенной суммой знаний об изучаемых объектах.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. В первом случае сравнение двух или нескольких предметов ведется по одному признаку (например, по величине), а во втором случае последовательно по нескольким признакам (сначала по величине, затем по цвету, далее по материалу, из которого сделаны предметы и т. п.). Чем больше признаков, действий, связей берется за основание сравнения, тем оно будет полнее. Изучая изменение, развитие чего-либо, сравнивают между собой отдельные стадии развития, новое со старым.

Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идет от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Сравнением как мыслительной операцией пользуются не только в науке, но также в литературе и искусстве. Писатели часто пользуются метафорами, посредством которых образно выражают мысли. Так, словами «гора родила мышь» автор хочет сказать о несоответствии претензий человека на что-то (гора — огромные претензии) и полученных результатов (мышь—ничтожные результаты).

Сравнением постоянно пользуются учителя при обучении детей. К.Д. Ушинский считал сравнение основным приемом обучения.

Абстрагирование и конкретизация. Понятие «абстрактный» противоположно понятию «конкретный». Конкретный1 — значит реальный, воспринимаемый органами чувств, предметный. Вещи, события, процессы, как они существуют в действительности, всегда конкретны. Мы можем их воспринять, можем практически воздействовать на них. Абстрактный — значит отвлеченный от конкретного. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета (например, вес) и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Он может выделить для изучения сразу несколько признаков (как правило, те, которые он считает существенными) и рассматривать эту группу признаков изолированно от остальных, несущественных. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Таким образом, абстрагирование есть процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Абстрагирование — процесс сложный. Оно зависит от многих условий:

  •  от своеобразия объекта изучения (физическое тело, живой организм, явление природы, событие общественной жизни, поступок человека и т. д.);
  •  от цели изучения (изучение поверхностное или глубокое, одностороннее или многостороннее);
  •  от точности изучения (описание или также и количественная характеристика объекта) и т. д.

Абстрагирование протекает легче, если оно идет рядом с обобщением знаний и с трудом, если оно происходит в условиях применения знаний. Так, ученики IV класса легко находят прямоугольники среди разных по величине, форме и цвету геометрических фигур, но с трудом отыскивают их в окружающей обстановке. В последнем случае им приходится отвлекаться от гораздо большего количества признаков: не только от величины и цвета предметов, но также от их объемности, материала, расстояния, назначения и пр. При решении текстовых задач по физике, химии, арифметике абстрагирование осуществляется также легче, чем при решении задач в условиях лабораторных опытов и измерений на местности.

Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания —научного теоретического мышления. «Мышление,— писал ученый Иванов,— восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное… — от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д. … отражают природу глубже, вернее, полнее» . Но если человек отвлекается не только от второстепенных признаков, но и от существенных, то образованные им абстракции оказываются бессодержательными, формальными. В идеалистических учениях об обществе, человеческой психике (психика человека) мы часто встречаемся с подобными бесплодными абстракциями (общественный строй вообще, человек вообще, чувство вообще).

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Если наша мысль непонятна другим или нам надо показать проявление общего в единичном, мы прибегаем к конкретизации. Слово «примыкание» в науке о языке обозначает определенную грамматическую абстракцию. Учащиеся не поймут ее, если учитель не покажет на примерах, что это такое, и не научит их отличать примыкание от других видов связи слов — согласования и управления. Поясняя примерами какое-либо грамматическое или арифметическое правило, учитель ведет мысль учащихся по пути конкретизации. Переход от определения понятия к описанию, от правил к примерам, постановка разных опытов для иллюстрации действия одного и того же закона — все это случаи конкретизации.

Обобщение. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Писатель наблюдает за людьми, изучает их жизнь и деятельность, а затем создает типический художественный образ, который помогает читателю понять жизнь, выработать правильное отношение к людям. Учитель, придя в новый класс, беседует с учащимися, изучает их для того, чтобы скорее получить правильное общее представление об уровне умственного развития учащихся, так как без этого нельзя найти наиболее эффективные приемы и методы обучения. Такая форма умственной деятельности (Психическая деятельность человека) называется обобщением. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. п.

 Суждение и умозаключение

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чем-либо.

Высказывая суждение, человек всегда или утверждает нечто об объекте своей мысли («Этот стол деревянный», «Париж — столица Франции») или отрицает («Каспийское море — не море», «Животные не трудятся»).

Суждения могут быть как истинными, так и ложными. Суждения истинны, если человек в мышлении связывает то, что связано в действительности, и разъединяет то, что разъединено в действительности. В противном случае суждения будут ложными.

Человек думает и выражает свои мысли посредством языка. Суждения имеют форму предложений, составляют единство с ними. Однако нельзя отождествлять суждение и предложение: известно, что одну и ту же мысль можно выразить разными предложениями, то подробно, то кратко. По тому, как человек строит и связывает предложения, какие слова употребляет, можно судить о ясности, точности, содержательности и логичности его мышления. Вместе с тем в языковой форме суждений человек выражает не только свои знания о чем-либо, но также и свое эмоциональное отношение к предмету мысли. Чем более он убежден в правоте своих суждений, тем увереннее их высказывает и горячее защищает.

Думая, человек связывает отдельные суждения друг с другом по законам логики. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. В процессе рассуждения человек всегда использует разнообразные логические операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Например, классный руководитель, перебирая годовые оценки знаний каждого ученика, не обнаружил ни одной двойки. Из этих фактов (частных случаев) он делает общий вывод: весь класс успевает. Сам процесс движения мысли от единичного к общему называется индукцией.

Индукция как метод рассуждения широко используется в мыслительной деятельности. Изучая конкретные факты, выявляя в них новые свойства и связи, ученый приходит к обобщающему выводу, который нередко формулирует в виде закона науки. Вывод о том, что движущейся силой классового общества является борьба классов, есть результат глубокого и всестороннего изучения фактов.

Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному.  Или: в классе 2б все ученики успевают. Васильков учится во 2б классе, следовательно, он — успевающий ученик. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Дедукция позволяет людям предвидеть ход событий, обнаруживать новые факты, опираясь на раскрытую наукой закономерность. Так, астрономы предвидели возможность освоения космоса. В практической жизни каждый человек пользуется дедукцией, когда делает предположение о чем-либо, исходя из общих положений.

Учитель пользуется при обучении детей как индуктивным, так и дедуктивным методом рассуждения и добывания новых знаний. Если преподаватель языка сначала разбирает с детьми несколько предложений, а затем просит учащихся самостоятельно сформулировать грамматическое правило, то он идет индуктивным путем. Если же дети узнают правило до того, как начнут производить грамматический разбор предложений, то это означает путь дедуктивный.

Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Вывод о том, что на Марсе есть жизнь, сделан по аналогии Марса с Землей: Марс, как и Земля,— планета, окружен атмосферой, обладает сменой времен года и времени суток и т. д. Поэтому на Марсе, как и на Земле, есть жизнь. Этот вид умозаключений широко распространен в науке. Передача кибернетическим машинам функций восприятия, памяти, мышления основана на умозаключении по аналогии: если машина может совершать ряд действий, как человек, то, вероятно, она может воспринимать, запоминать и думать, как человек.

Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Память

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Это интересно
Загрузка...
Последние записи