Память взрослого человека и ребенка, воспроизведение заученного материала, что такое забывание и запоминание

Рубрика : Память

Память взрослого человека и ребенка, воспроизведение заученного материала, что такое забывание и запоминаниеТо, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной (кратковременной) памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием как той информации, которая была приобретена раньше, так и той, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в обобщении его. Все это обнаруживается при воспроизведении. Например, ученик припоминает учебный материал в иной последовательности, чем заучивал его, упускает детали, привносит что-то новое, обобщает. Обобщение характеризует более высокую ступень осмысливания изучаемого материала.

О сохранении информации и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти — по узнаванию и воспроизведению.

  • Узнавание и воспроизведение

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия. Узнавание означает, что к восприятию объекта присоединилось представление этого объекта, которое сформировалось у человека ранее, или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов. Заметив в небе движущуюся точку, человек отмечает про себя; «Это — птица или самолет»; тем самым он относит воспринятое к одной из двух категорий предметов (птицы — летающие машины).

Узнавание бывает разным по степени точности и полноты. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать все признаки объекта, но уверен, что этот объект ему знаком. Наибольшая степень узнавания, или полное узнавание, не вызывает у воспринимающего субъекта никаких сомнений в знании объекта восприятия; при полном узнавании человек безошибочно относит объект к определенной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним. Неточное, неясное узнавание называют также не специфическим, а точное, ясное узнавание — специфическим (см.  рубрику «Восприятие»).

Воспроизведение отличается от узнавания тем, что оно осуществляется после восприятия, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания. Припоминание — процесс активный, волевой. Припоминая что-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения. Но этот «перебор» носит иной характер, чем перебор информации, зафиксированной в запоминающем устройстве кибернетической машины. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не «наткнется» на нужный факт.

Припоминанию учебного материала помогают вопросы учителя к ученикам. Вопросы вызывают промежуточные ассоциации, подводящие детей все ближе к цели. Однако вопросы могут и мешать припоминанию, если они заданы неумело и порождают побочные ассоциации. Учителю всегда следует об этом помнить. Припоминание требует сосредоточенности внимания, оно совершается иногда с большим трудом. Поэтому учителю не надо торопить учеников, а, наоборот, терпеливо выслушивать их ответы, дать возможность припомнить.

Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание— это произвольное, преднамеренное воспроизведение. Человек заранее имеет цель припомнить и для этого применят усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой. Основой его являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве, в некоторых случаях также ассоциации по сходству и контрасту.

Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций; так воспроизводится, например, заученная таблица умножения. При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации — слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.

Воспроизведение учебного материала может осуществляться после его полного заучивания и в процессе заучивания (в виде пересказывания) с целью самоконтроля. Опыт говорит о том, что заучивание, сопровождаемое многократным воспроизведением, более эффективно, чем многократное чтение учебного материала без самоконтроля. Еще К. Д. Ушинский указывал на огромное значение пересказывания запоминаемого материала. Он называл такое заучивание активным.

  • Забывание

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это — угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

От полного воспроизведения до полного забывания имеются промежуточные стадии узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Таких уровней три:

  1.  память воспроизводящая,
  2.  память опознающая
  3.  память облегчающая.

Например, ученик заучил стихотворение. Если через некоторое время он может воспроизвести его безошибочно,— это первый уровень памяти, самый высокий; если он не может припомнить заученное, но легко опознает (узнает) стихотворение в книге или на слух,— это второй уровень памяти; если же учащийся не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворения, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем при первоначальном,— это третий уровень памяти.

Забывание проявляется в схематизации материала, отбрасывании отдельных частей его, иногда существенных, сведении новых представлений к привычным старым представлениям. В одном эксперименте школьникам предлагалось представить контуры Черного и Каспийского морей, Скандинавского полуострова, Северной и Южной Америки и по памяти нарисовать их. Оказалось, что в памяти сохранились лишь основные черты каждого географического объекта, а детали выпали. Многие дети изобразили, например, очертание Черного моря без Керченского пролива, Днепровского лимана, Босфора и других характерных деталей. Подобное упрощение можно объяснить двумя причинами: или у школьников с самого начала не были сформированы точные представления об этих географических объектах, или начало действовать забывание.

Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания. Эти закономерности следующие.

Кривая забывания (по Эббин- гаузу)Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Так, опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание  достигает 56%, в дальнейшем оно идет медленнее (см. рис. ). Забывание осмысленного материала подчинено той же закономерности.

Исследователь Джонс (США) провел такой опыт: до чтения лекции по психологии он предупредил студентов, что после ее прочтения они получат листочки с вопросами, относящимися к содержанию лекции, на которые надо дать письменные ответы. Лекция читалась со скоростью 75 слов в минуту, четко, доступно. Письменный опрос был проведен пять раз через разные интервалы времени (в дальнейшем студентов об опросе не предупреждали). Результаты получились следующие.

Студенты правильно воспроизвели основных мыслей лекции: сразу после лекции — 65%; спустя 3—4 дня после лекции — 45,3; спустя 1 неделю — 34,6; спустя 2 недели — 30,6; спустя 8 недель — 24,1. У выдающегося лектора, приглашенного для сравнения данных, получилось почти то же самое: студенты сразу же после лекции воспроизвели 71% основных ее мыслей, а далее шло сначала быстрое, а затем медленное забывание. Из опыта следует вывод, что, если студенты не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через два месяца от него останется лишь 25%, и наибольшая потеря (55%) произойдет в первые три-четыре дня после восприятия. Эти данные верны, однако, в том случае, когда материал после восприятия не подвергается умственной обработке, т. е. когда он воспринимается пассивно.

Весьма важно своевременно организовать повторение воспринятого, не откладывая надолго эту работу. Эта закономерность хорошо подтверждается данными М. Н. Шардакова.

Без повторения: в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3—4 дня — 66; через 1 месяц — 58; через 6 месяцев—38%.

При наличии повторения: в первый день удержалось в памяти 88%; через 3— 4 дня — 84; через 1 месяц — 70; через 6 месяцев — 60%.

Наибольший процент забывания и здесь происходит на протяжении первого дня и уменьшается по мере увеличения промежутка, отделяющего воспроизведение от восприятия.

При своевременной организации повторения материал удерживается в памяти значительно лучше.

память взрослого человека и ребенка, воспроизведение заученного материалаЧто касается школьников, то, чтобы предупредить у них быстрое забывание, нужно внушать им мысль о необходимости учить уроки не накануне проверки их учителем, а в день объяснения материала, накануне же проверки только последний раз повторить урок.

Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление носит название реминисценции. Реминисценция — смутное воспоминание. Так, ученик сразу же после урока не может передать полностью содержания воспринятого материала, но через день-два даже без дополнительного чтения, он правильно воспроизводит урок. Сущность реминисценции заключается в том, что последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, ко-торые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Она часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что является результатом утомления нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и младших школьников. По данным Красилыциковой, у дошкольников случаи реминисценции занимают 74%, у младших школьников — 45,5, у школьников V—VII классов — 35,5%. Дети не всегда сразу как следует осмысливают материал при его восприятии и потому передают его неполно. Им требуется какой-то промежуток времени для его осмысливания, в результате чего воспроизведение становится более полным. Если же материал сразу осмысливается, то реминисценции не бывает. Этим объясняется тот факт, что чем старше школьники, тем реже наблюдается это явление в их памяти.

В явлении реминисценции обнаруживается единство процессов запоминания, забывания и воспроизведения. Они представляют собой разные стороны одних и тех же нейродинамических процессов.

Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Поэтому учителю надо сначала выяснить, все ли учащиеся поняли учебный материал, а затем переходить к его закреплению в памяти.

Забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами. Школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует. Воспитание у детей познавательных интересов — одно из условий прочности знаний учащихся.

Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, которая следует за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Группе школьников давали для заучивания ряд имен прилагательных, а затем сразу же без перерыва — второй ряд слов. После заучивания второго ряда слов проверяли, сколько прилагательных дети запомнили. В другой группе школьников делали 5-минутный перерыв между заучиванием первого и второго рядов слов. Оказалось, что школьники, учившие ряды слов без перерыва, воспроизвели на 25% меньше имен прилагательных, чем те дети, которые имели небольшой перерыв. Во втором опыте после заучивания имен прилагательных давали детям заучивать ряд чисел. В этом случае воспроизведение ряда слов упало лишь на 8%. В третьем опыте после заучивания слов шла трудная умственная работа — решение сложных арифметических задач. Воспроизведение слов снизилось на 16%.

Таким образом, ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятельности следуют без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Физиологической основой ретроактивного торможения в последнем случае является отрицательная индукция: трудная деятельность затормозила более легкую.

Указанную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной работы школьников. Важно соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия (язык, арифметика, ботаника); предметы, трудные для усвоения, ставить раньше, чем легкие. Следует разнообразить виды работ и на одном уроке.

Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, а также ушибы, травмы. Забывание наступает быстрее при утомлении. Причиной забывания может быть также действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале.

В борьбе с забыванием важную роль играют рациональные способы заучивания, о которых шла речь выше. Нарушение научно обоснованных рекомендаций запоминания неизбежно приводит к значительной трате времени, сил и к малым результатам.

  • Индивидуальные различия в памяти

Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному. Прежде всего люди отличаются друг от друга содержанием и объемом запечатленной и хранимой памятью информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойством памяти человека является ее готовность, т. е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.

Для людей сильной памяти характерно быстрое запоминание и длительное сохранение.

Известны люди исключительной силы памяти. Так, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение (чужое) после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Композитор Балакирев мог играть на память целые симфонические произведения. Российский  психолог А. Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ше-решевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и при том в большом объеме. Шерешевский мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические «формулы», лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась одновременно и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, костюм экспериментатора и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании.

воспроизведение заученного материала, что такое забывание и запоминаниеОдни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи — то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный типы памяти. Человек зрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть; человек слухового типа памяти -предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо; человек двигательного типа памяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал. Чаще всего встречается смешанный тип памяти — слухсмоторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти, по причине большого разнообразия практической деятельности человека. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: человек не вспомнил что-то на слух — вспомнит зрительно и т. п. Поэтому полезно, чтобы учащиеся запоминали учебный материал разными способами: путем его прослушивания, чтения, рассматривания иллюстраций, зарисовок, наблюдений и пр.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти детей. У взрослых людей тип памяти упражняется в зависимости от характера их профессионального труда.

Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочность сохранения, точность воспроизведения, объем памяти и готовность ее в своем сочетании отчетливо выражены у какого-либо человека, типичны для него, то это тоже характеризует тип его памяти («быстро запоминает, плохо хранит», «медленно запоминает, быстро теряет» и т. д.).

Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы чело-века: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т. п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

  • Развитие памяти у детей

Развитие памяти начинается с первых дней жизни ребенка. В возрасте 1,5 месяца ребенок запоминает положение своего тела при кормлении, несколько позже узнает лицо матери, а затем и лица других близких к нему людей, узнает игрушки, которыми он играл. Период времени, отделяющий момент узнавания предмета от момента его первого восприятия, все увеличивается; однако длительность его определяется не только возрастом ребенка, но и значимостью предмета для ребенка. К концу первого года жизни появляются воспоминания (воспроизведение). Ребенок живо реагирует на название знакомого предмета или человека. («Где мама?», «Где киска?» — эти вопросы вызывают активные поиски ребенком названного объекта.) По мере овладения речью воспоминания становятся более полными и точными. Речь способствует уточнению и закреплению связей, образовавшихся при восприятии.

Основным условием развития памяти детей является их деятельность — игровая, учебная, трудовая. Вне деятельности и тех требований, которые она предъявляет к субъекту, не может быть развития памяти.

Развитие памяти идет в трех направлениях:

  1.  от непроизвольных форм к произвольным;
  2.  от простых форм осмысливания к более сложному осмысливанию;
  3.  от наглядно-образной памяти к словесно-логической (как преобладающей у взрослого человека).

Запоминание и воспроизведение у ребенка в первые годы его жизни непроизвольны. Дети запоминают то, что невольно привлекает их внимание — красочное, звучащее, движущееся, непосредственно интересное. Малыши легко запоминают песенки, сказки, стихи, считалки, разнообразные игровые действия и движения, хотя перед ними не стоит цель запомнить все это. Легкость запоминания объясняется высокой плас-тичностью мозговой деятельности ребенка, быстротой образования нервных связей.

Но чем старше ребенок дошкольного возраста, тем чаще ему приходится участвовать в коллективных играх с правилами и выполнять поручения взрослых. Правила игры и поручение нужно запомнить и вовремя вспомнить. Запоминание и воспроизведение постепенно становятся произвольно управляемыми.

Память дошкольников конкретна, наглядна. Дети легко запоминают образный материал, предметы, картинки, понятные слова, близкие к их жизни мысли. Но им трудно запомнить отвлеченные понятия, суждения и рассуждения, моральные требования, выраженные в обобщенной форме.

Обучение в школе — новый вид деятельности. Оно не только использует готовый уровень развития памяти детей к этому времени, но существенно меняет память, перестраивает и совершенствует ее. С первого дня пребывания в школе ребенку надо очень многое запомнить: как сидеть на уроке, как обращаться к учителю и друг к другу, как держать ручку при письме, как писать элементы букв, буквы и слова и т. д. Пока ребенок не научился писать, он должен запомнить домашнее задание. Точно вспомнить его при подготовке уроков. С каждым днем обучения требования к произвольному запоминанию и воспроизведению нарастают. Постоянный контроль со стороны учителя вынуждает детей применять усилия воли для запоминания и воспроизведения. Вместе с тем дети убеждаются в том, что понимание требований учителя, правил, фактов и пр. помогает запоминанию их. Поэтому они стремятся осмыслить материал, прислушиваются к советам учителя о том, как надо учить уроки, что делать, если плохо понял прочитанное или плохо запомнил.

Хотя память младшего школьника, особенно школьника I и II классов, все еще конкретна, под влиянием содержания учебного материала у детей начинает развиваться вербально-логическая память. Наряду с образным материалом детям приходится все чаще осмысливать и запоминать отвлеченный словесный материал, пересказывать прочитанное, выделять главные мысли и составлять план рассказа, запоминать арифметические и грамматические правила. Развитие словесно-логической памяти совершенствует запоминание наглядного материала. Следовательно, в школьном возрасте развивается память как на словесный, так и на наглядный материал (см. рисунок).

Российская психология категорически отвергает мнение некоторых зарубежных психологов о том, что память младших школьников якобы по природе своей механическая. На самом деле механическое запоминание, если оно имеет место, является всего лишь выходом из затруднительного положения. В пределах доступного и понятного память младших школьников носит осмысленный характер.

В среднем школьном возрасте (11—15 лет) учащиеся под руководством учителя усваивают специальные приемы запоминания и припоминания. При этом многие подростки сознательно стремятся улучшить свою память. Однако есть учащиеся у которых появляется некоторое пренебрежение к заучиванию: «понял, значит, знаю». Сокращение количества повторений учебного материала подростками при подготовке уроков объясняется и тем, что объем заданий на дом сильно увеличивается. Не умея самостоятельно организовать умственный труд, подросток идет иногда по линии наименьшего сопротивления, закрывает учебник после однократного чтения текста, выполняет письменные упражнения по математике и языку, не выучив предварительно правил. Педагогу следует учесть эти факты и

что такое забывание и запонинание принять меры к своевременному воспитанию у подростков рациональных приемов умственной работы, в частности приемов прочного удержания учебного материала и осмысленного, гибкого использования его в дальнейшем для решения учебных и жизненных задач.

Рис. Запоминание школьниками конкретного (верхняя кривая) и отвлеченного (нижняя кривая) материала (опыт М.Н. Шардакова)

В старшем школьном возрасте (15—17 лет) резко возрастает объем памяти в связи с расширением источников получения информации: самостоятельное чтение, кино, телевидение, наблюдение деятельности окружающих людей, размышление над многими проблемами жизни, собственная разносторонняя практическая деятельность юноши. Повышенные требования школы к самостоятельности юношей вынуждают их выработать определенный стиль учения и труда, найти наиболее эффективные методы обогащения своей памяти фактами и идеями. Поэтому юноши очень внимательны к рекомендациям учителей, относящимся к. этой стороне их деятельности, и сами ищут лучшие приемы запоминания, сохранения и воспроизведения. И это их стремление нужно постоянно поддерживать. Старших школьников надо научить тщательно отбирать информацию, систематизировать факты и идеи, подчиняя их основным идеям. Полезно еще в школе научить юношей приемам составления, обработки и хранения записей информации — данных наблюдений и опытов, записей прочитанного материала и своих мыслей о нем.

Развитие и воспитание памяти человека неразрывно связано с развитием и воспитанием его личности в целом.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Введите Ваш email адрес



Рубрика: Память

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Нужен ли форум на сайте?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Последние записи